|
На волне борьбы с оффшорами и коррупцией Минэкономразвития придумало новое требование для компаний, желающих получить крупный госзаказ. Они должны раскрыть своих бенефициаров, что позволит не допустить к госзакупках фирмы, аффилированные с чиновниками. Эксперты считают, что эта мера является половинчатой.
Минэкономразвития планирует включить в закон «О федеральной контрактной системе» (ФКС) требование о необходимости раскрытия поставщиком информации о бенефициарах при крупных госзакупках, заявил замминистра экономического развития Михаил Осеевский во вторник на совещании в Совете Федерации, посвященном доработке этого законопроекта.
По его словам, соответствующие предложения поступили от коллег из Брянской области, «которые идут в контексте тех поручений, которые были даны президентом и председателем правительства».
«Речь идет о необходимости - начиная с определенного объема контракта (при госзакупках - прим.) - обязать поставщика раскрывать информацию о своих бенефициарах», - цитирует замминистра «Интерфакс». Осеевский подчеркнул, что в министерстве «считают это направление правильным». По его словам, это предложение будет обсуждаться с заинтересованными ведомствами, в том числе по порогу объема того или иного контракта, сверх которого и будет действовать это требование.
Стоит напомнить, что вокруг нового закона о госзакупках идет много споров. МЭР готовит свой проект, а ФАС занимается разработкой своего варианта законопроекта о ФКС. В отличие от МЭР антимонопольная служба предлагает по частям вводить в действие контрактную систему с отменой закона о госзакупках.
«Раскрытие бенефициаров по логике авторов поправок позволит не допустить участия в госзакупках фирм, аффилированных с чиновниками. Понятно, что искоренить злоупотребления таким образом все равно не удастся - просто коррупционерам придется немного усложнить свои схемы. Механизмы для борьбы с коррупцией есть, нет мотивации у правоохранительных органов», - считает аналитик «ТКБ Капитал» Сергей Карыхалин.
«Государство должно знать, кто получает контракт. С точки зрения борьбы с коррупцией это также важный шаг. Если действительно будут раскрываться именно конечные бенефициары, сразу будет видно коррупционную составляющую. К примеру, компания родственника такого-то чиновника постоянно выигрывает тендеры», - говорит начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов.
Однако введение порога, по его мнению, является половинчатой мерой, и такие требования должны распространяться на любые сделки. Кроме того, важным является уровень глубины раскрытия информации. «Если не максимальный - то все останется по-прежнему», - считает Барабанов.
«Вся эта компания больше смахивает на предвыборный PR, а не на реальную борьбу с коррупцией», - пессимистичен Карыхалин.
Введение Минэкономразвития нормы о раскрытии бенефициаров при госзаказах стало достаточно неожиданным новшеством, однако весьма актуальным в свете особого внимания к этой теме президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина.
Так, правительство проводит шлифовку Гражданского кодекса, в который планируется ввести новую поправку с требованием раскрыть информацию о бенефициарах офшорных компаний, работающих в России или владеющих в России активами. Причем, в проекте говорится о санкциях в случае невыполнения этой нормы. Ответственность за нераскрытие собственников будут нести лица, действующие от имени компании или ее представители. Сам оффшор может быть признан недобросовестным приобретателем по заключенным сделкам и должен будет вернуть все активы по этим сделкам.
Поводом для этого нововведения стала февральская история прошлого года с бенефициарами аэропорта «Домодедово». Президент Дмитрий Медведев тогда выразил ужасное недовольство, что бенефициары аэропорта неизвестны стране из-за завязанной на оффшоры структуры собственности.
Чуть позже, объявив о намерении выйти на IPO, Домодедово заявило, что единственным владельцем холдинговой компании аэропорта - DME Ltd - является Дмитрий Каменщик, председатель совета директоров аэропорта. Правда, потом, на допросе по делу о теракте в аэропорту, Каменщик заявил, что является всего лишь консультантом, а владельцев много. Впрочем, скрывают своих бенефициаров и реальных собственников большинство российских компаний.
Например, в январе этого года собственником уральских никелевых активов «Промышленно-металлургического холдинга» депутата Госдумы Бориса Зубицкого стала некая малоизвестная компания Highmetals KDS. Кто является настоящим собственником этой компании неизвестно. В СМИ лишь появилась неофициальная версия, что эта компания создана в интересах швейцарской компании Glencore. Уральские никелевые активы являются проблемными, поэтому швейцарская компания не хотела светиться на этой сделке, чтобы не портить свой кредитный рейтинг. Не желающим раскрывать себя собственникам достаточно зарегистрировать на себя оффшор. Такая же схема вполне приемлема и при участии в конкурсах на госзаказы.
Владимир Путин открыл тему скрытых бенефициаров на совещании энергетиков 19 декабря прошлого года. Тогда он раскритиковал энергокомпании за аффилированность менеджеров с контрагентами, и публично разоблачил с десяток руководителей таких компаний.
В итоге Путин потребовал от всех госкомпаний раскрывать бенефециаров своих контрагентов - подрядчиков и поставщиков, компаний, оказывающих какие-либо услуги. Согласно распоряжению главы кабинета министров к концу февраля все компании должны раскрыть информацию о бенефициарах контрагентов или разорвать действующие контракты с партнерами, если они откажутся предоставить данные.
Путин потребовал за два месяца проверить все госкомпании на наличие связей с оффшорами и аффилированными организациями, в том числе Газпром, Транснефть, РЖД, «Совкомфлот», ВЭБ, Внешторгбанк, Росатом и Сбербанк.
Госкомпании уже начали выполнять поручение премьера. Так, Росатом отчитался, что внес в единый отраслевой стандарт закупок требование раскрывать бенефициаров своих контрагентов и разослал всем своим контрагентам письмо с требованием предоставить информацию о всей цепочке собственников их компаний и кто является конечным получателем прибыли.
Роснефть не только внесла в действующие контракты со всеми контрагентами обязательное условие по раскрытию ими информации о конечных бенефициарах, но и приказала всем руководителям Роснефти - от высших руководителей до управленцев среднего звена - предоставить полный набор сведений о себе и членах семьи об участии в акционерном или долевом капитале любых юридических лиц.
По данным СМИ, в списке клиентов РЖД, которые должны раскрыть своих бенефициаров, значатся такие компании как «Русал», структуры «Газпрома», «Новатэка», Raiffeisenbank, МХК «Еврозим», группа «Илим».
| |