Москва. 24 января. FINMARKET.RU - После кризиса окончательно рухнула надежда на то, что гигантские дорожные и спортивные стройки и прочие «инфраструктурные проекты» в России можно будет профинансировать или за счет бюджетных средств, или с участием частных инвесторов, которых и след простыл.
Но сама инфраструктура, требующая обновления, никуда не делась, а потому чиновники продолжают искать альтернативные источники финансирования. Весь прошлый год обсуждалась другая докризисная идея: варианты размещения - по примеру Запада - специальных «инфраструктурных облигаций».
В практическую плоскость дискуссию об облигациях попытался перевести президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Осенью он предложил следующую схему: РЖД выпускает 20-летние облигации под гарантии государства, а выкупает их Пенсионный фонд и госбанки. Цена вопроса - 400 млрд руб. Тогда Минфин инициативу забраковал: получалось, что государство должно разместить специальный заем, а деньги передать РЖД на развитие инфраструктуры, увеличив дефицит федеральной казны на 400 млрд руб.
Но РЖД не отчаялось и нашло себе мощного союзника - вчера идею официально поддержал Владимир Путин. На совещании в Кемеровской области премьер поручил всем заинтересованным ведомствам, - включая Минфин, - рассмотреть «вопрос финансирования железнодорожной отрасли за счет размещения накопительной части пенсионных сбережений».
Деньги пойдут не только на дороги, но и на любимый премьером спорт: дочке РЖД «Скоростные магистрали», отвечающей за строительство высокоскоростной железной дороги Москва - Санкт - Петербург к чемпионату мира по футболу - 2018, необходимы инвестиции.
Главным «держателем» накопительной части пенсий является Внешэкономбанк - он и должен стать основным инвестором проекта. По итогам 2011 года объем пенсионных накоплений, которые ВЭБ инвестирует в расширенный портфель (не только гособлигации, но и корпоративные облигации и банковские депозиты), составил 1,33 трлн. рублей. Еще 5,5 трлн. рублей находится в консервативном портфеле - они сейчас инвестируется только в госбумаги. ВЭБ не против инвестировать в бумаги РЖД, если правительство даст по ним свои гарантии. Другие потенциальные инвесторы - независимые пенсионные фонды - так же не прочь поучаствовать в проекте, но они тоже ждут, когда правительство разработает четкие правила игры: пока не ясна ни сумма, ни условия размещения, ни объем правительственных гарантий.
Представитель Внешэкономбанка
«В настоящий момент Внешэкономбанк - единственный долгосрочный инвестор. ВЭБ имеет возможность вкладывать пенсионные накопления в облигации высоконадежных российских эмитентов или в облигации, обеспеченные госгарантией. Главных требования два: доходность по таким бумагам должна быть рыночной, эмитент, выпускающий такие долгосрочные облигации, должен быть высоконадежным и соответствовать требованиям по рейтингам. Нам разрешено приобретать не более 30% от одного выпуска (без госгарантий), и до 70% от одного выпуска гарантированных облигаций».
Ольга Ефремова, аналитик Номос-банка
«Чтобы инфраструктурные облигации были востребованы инвесторами, нужно, как минимум, законодательно уточнить их критерии - обеспечение и гарантии, структуру погашения и купонных выплат. Важным моментом для инвесторов в бумаги со сроком 20-30 лет должны стать гарантии со стороны государства о том, что в течение всего этого срока будут обеспечены выплаты по купонам и погашение бумаг. Сейчас, когда бюджет пересматривается несколько раз в год, и при очередном его пересмотре статья расходов на инфраструктурные облигации может быть сокращена, к такому инструменту не будет большого доверия. Для того, чтобы такие облигации стали привлекательны и для рыночных инвесторов, понадобится их включение в ломбардный список ЦБ и список бумаг, принимаемых по операциям репо.
Доходность инфраструктурных облигаций может быть сопоставима с доходностью государственных ценных бумаг плюс премия в зависимости от привлекательности и понятности конкретного проекта.
Бумаги, которые можно считать инфраструктурными облигациями, были размещены летом 2011 года - это 20-летние облигации компании "Западный скоростной диаметр" с гарантией исполнения обязательств со стороны правительства РФ и г. Санкт-Петербурга на сумму 25 млрд рублей».
Андрей Никитченко, президент НПФ «СтальФонд»
При каких условиях инфраструктурные облигации будут интересны НПФ
«Из-за длительного срока окупаемости инфраструктурных объектов срок обращения облигаций также достаточно большой (20-30 лет). Соответственно НПФ смогут инвестировать в инфраструктурные облигации только при отмене требования безубыточности по итогам года, поскольку данные ценные бумаги могут показать доходность только на длительном промежутке времени.
Кроме того, до сих пор на законодательном уровне у нас не закреплено само определение инфраструктурных облигаций. Как правило, под ними понимают корпоративные облигации, выпускаемые инфраструктурными компаниями для финансирования своих проектов либо аналогичные облигации субъектов федерации».
Как это работает в других странах
«Частные пенсионные фонды во всем мире являются единственным рыночным инвестором в проекты инфраструктуры. Речь идет, прежде всего, об англосаксонских экономиках: Канада, Австралия, Великобритания, США и в большей степени Нидерланды. Например, около 5-10% инвестиционного портфеля любого пенсионного фонда Австралии приходится на инвестиции в инфраструктуру.
За счет масштабного участия национальных пенсионных фондов таким экономикам удается реализовывать крупные инфраструктурные проекты. Примером могут служить строительство транснациональной железной дороги в Австралии, автомагистрали М25 (Лондонская кольцевая автомагистраль) в Великобритании, а также множество проектов по разработке возобновляемых источников энергии в Европе и США. За счет долгосрочности инвестиций пенсионных фондов реализация таких программ возможна также во время падения рынка, как показал пример успешного строительства дороги М 25 в условиях финансового кризиса 2008 года. Мы считаем такую практику успешной».
Чем могут быть интересны такие вложения для НПФ
«Инфраструктурные проекты - это длинные вложения, которые к тому же работают на модернизацию экономики и приносят неплохую доходность. НПФ могли бы вкладывать в развитие инфраструктуры страны часть накоплений за счет инвестирования в инфраструктурные облигации. Поэтому мы всячески поддерживаем включение инфраструктурных облигаций в список инструментов для инвестирования.
Мы уверены, что только таким образом в России можно реализовать масштабную серию проектов по модернизации устаревшей с советских времен инфраструктуры страны. Потребность в строительстве новой инфраструктуры велика, а возможность привлечения иностранного капитала ограничена. Именно поэтому национальные частные пенсионные фонды могут и должны стать основой финансового обеспечения таких проектов.
Следует учитывать, что инвестиции в инфраструктурные проекты, особенно в ситуации ограниченных госгарантий, могут нести в себе и значительные риски. Как технические (операционные), так и финансовые, связанные с тем, что прибыльность проекта приходится прогнозировать на много лет вперед. Поэтому при включении этих проектов в инвестпортфель НПФ необходимо диверсифицировать риски. На развитых рынках существуют специальные инфраструктурные фонды, которые формируют свой инвестиционный портфель из множества различных инфраструктурных проектов (в различных сферах, в разных странах).
Такие фонды предлагают НПФ готовый "инфраструктурный продукт" в зависимости от выбранной фондом инвестиционной стратегии. Уверен, что с развитием инвестиций в инфраструктурные проекты и в России будет создана целая индустрия инфраструктурных фондов. Как показывает мировой опыт, это является условием для эффективности реализации таких проектов».
Все автомобильные новости