|
«Маяковский идет за сахаром» - так называется премьера в Театре Маяковского, для которой придумали даже специальный проект «Новый Маяковский», молодые актеры, молодые режиссеры - что же тут плохого? Очень много плохого нашел в этом инновационном проекте обозреватель радио «Вести ФМ» Григорий Заславский.
«Маяковский идет за сахаром» - так называется спектакль, который поставил на малой сцене Театра Маяковского молодой режиссер Алексей Кузмин-Тарасов. За кулисами театра шепотом и даже с каким-то уважением говорят, что режиссер - дальний родственник великой мхатовской актрисы. Может быть. Мне недавно звонил внук одного известного режиссера - он ни разу не слышал имени Анатолия Васильева, для меня, занимающегося театром, это кажется диким, а для человека, от театра далекого, почему бы и нет.
Так вот. «Маяковский идет за сахаром». Молодой режиссер, актеры тоже все молодые. Пьеса, об этом специально сообщается в программке, писалась по ходу действия, причем это принципиально все: чтобы актеры, как в жизни, узнавали героев постепенно, чтобы пока пьеса не дописана, никто не знал, что же случится дальше... Постойте, хотелось мне сказать, как же такое возможно, все же знают, что Маяковский написал пьесу «Баня», другая его комедия называлась «Клоп», в конце концов - ну, как заставить актеров идти «на ощупь», если всякому известно, что в 30 году Маяковский застрелился, и было ему, как Пушкину, 37 лет. А на самом деле - 36, до 37 не дотянул он трех месяцев.
Но, знаете, начался спектакль, и, глядя на сцену, я скоро поверил, что актеры вот так, по ходу пьесы, получая из рук драматурга очередную порцию, узнавали с удивлением: ах, вот оно как?! Кто бы мог подумать?!.. Иначе, в голову бы не пришло одной и той же актрисе, ничего не меняя в манере игры, давать сыграть и Татьяну Яковлеву, парижскую любовь Маяковского, и Зинаиду Райх, и художника Митурича. Почему роль мужчины Митурича отдали молодой актрисе - вообще понять нельзя. Но молодая актриса надевает кепочку и старательно изображает мужчину. Плохо изображает. А один и тот же актер играет и Бурлюка, и Хлебникова, и Осипа Брика, и Шкловского, и Пастернака. Ладно, что они выглядели по-разному и не были похожи один на другого, - играют их всех одинаково.
Говорят, репетировали этюдным методом, и пьеса тоже писалась примерно так. Этюды любил и Станиславский, причем не только с начинающими, этюдами он занимался и с опытными актерами. Но этюды - такая вещь, которая годится, если человек про что-то хотя бы немного знает. Невозможно попросить актера сыграть этюд про очередь в магазине, если он, например, ни разу не был в магазине, плюс к этому - не знает, что такое - очередь. Что-то похожее с некоторым недоумением, а порой даже и с возмущением видит публика в «Маяковском, который идет за сахаром». Единственное исключение - Галина Анисимова. Одной из старейших актрис Театра Маяковского отдали роль Лили Брик. Анисимова играет замечательно, но на ее фоне еще заметнее неумелость всех прочих. Как заметила после этого спектакля моя коллега театральный критик Ольга Галахова, чем больше мастер-классов, тем меньше мастерства.
| |