|
Главные роли в премьерном показе нашумевшей постановки хореографа Раду Покликтару исполнили бывшие танцоры Днепропетровского театра оперы и балета
23 января киевский театр современной хореографии под руководством Раду Поклитару впервые привез в Днепропетровск одну из своих нашумевших постановок. Гастролеры не пожалели - в театре был аншлаг, зрители были покорены.
Для гастролей «Щелкунчика» выбрали потому, что это «зимний» спектакль, который модерн-балет традиционно показывает во время новогодних праздников. Однако, у Поклитару этот спектакль вовсе не волшебная сказка, которую театралы привыкли видеть в классической постановке, а балет-фантасмагория для взрослых. «Наш балет не то, чтобы не для детей. Дети его тоже смотрят. Но он рассчитан на зрителя с жизненным опытом, взрослого человека, который сможет глубже понять смысл, заложенный в постановку», - поясняет Поклитару.
Все основные герои в современной постановке те же, но характеры поменялись. Здесь Мари, главная героиня, не маленькая девочка, дочка богатых родителей, которая встречает Сочельник в красивом доме у роскошной елки, а девушка-подросток, нищенка, замерзающая у порога. Мари в авторской версии Поклитару во сне влюбляется в стареющего Дроссельмейера, совмещая в своем первом сильном чувстве поиск отеческой заботы и первой любви. Завороживший девушку амулетом Дроссельмейер не против таких чувств, но он уже не молод, поэтому он подменяет себя куклой Щелкунчиком, который олицетворяет в представлении молодого Дроссельмейера. Пригрезившиеся родители превращены колдуном в Короля и Королеву крыс, а гости - в стаю крыс. Именно эти животные задают спектаклю юмористический тон, заставляя зрителей гомерически смеяться над Танцем маленьких лебедей, который огромные крысы исполняют, как и положено, в балетных пачках. Финал у Поклитару трагичен: вернувшийся на место Щелкунчика седой Дроссельмейер целует невесту Мари - сон кончается - мерзнущая девушка умирает.
Радует то, что в балете Поклитару нет пошлости, которой в современных постановках - хоть отбавляй. Зрителю показывают и нежные отношения влюбленных, и поцелуи, но это не выходит за грань, выглядит красиво.
Как оказалось, режиссер-постановщик любит общаться со зрителями, слушать их мнения: «Конечно, со всеми не пообщаешься, зал на 1200 мест... Но в антракте пять человек успели рассказать мне о своих впечатлениях, - улыбается Раду. - Услышал, как один парень говорил другу, что декорации и костюмы, конечно, отличные, но танцы не понравились. Вот такие комментарии я люблю».
Действительно, к современному балету нужно быть готовым. Здесь есть место роскошным декорациям, богатым костюмам и величественной музыке Чайковского, но сам танец непривычен. В модерн-балете солистка, изображая угловатость подростка, так прогибается и машет руками, что сразу это мешает воспринимать постановку серьезно. Удивляют необычностью и некоторые поддержки солистов - пару раз хрупкая исполнительница роли Мари становится опорой для Щелкунчика. В целом, создается впечатление, что современный танец, которому свойственна скорость и динамика, не сочетается с размеренной классической музыкой Чайковского. Иногда даже, кажется, что актеры нарочно сдерживают себя
Отвечая на вопрос «Днепропетровск. Комментарии» о его ассоциациях с Днепропетровском, Поликтару ответил: «В городе мы успели пройтись только по проспекту Карла Маркса, посмотреть на Ильича, - смеется балетмейстер. - У меня ассоциации с городом - это ведущие артисты модер-балета, которые раньше выступали на сцене Днепропетровского оперного, - Володя Чумаченко и Анна Герус. Специально поставили их сегодня исполнять главные партии. Случайно услышал тут, что Чумаченко в родном Оперном играл Карлсона. Чувствую, что закрепится за ним теперь это прозвище».
Интересуюсь, приедет ли киевский балет в Днепропетровск еще и что бы они хотели показать в Днепропетровске. «Премьерой мы довольны. Хотелось бы привезти известную "Кармен. TV", еще "Болеро" и "Дождь". Приглашайте! И мы будем выступать у вас 15 дней подряд», - с широкой улыбкой говорит Раду.
| |