|
В конфликте, разгоревшемся в конце 2011 года между правительством, работодателями и профсоюзами, намеков на решение не наблюдается. И дело не только в переносе денег Больничной кассы и Кассы страхования от безработицы в госбюджет, но и в постоянно растущей налоговой нагрузке.
Руководитель Центрального союза работодателей Тармо Крийс и член правления Союза налогоплательщиков Лассе Лехис рассказали о повысившихся за последний год налоги. По их словам, в 2008 году общая видимая налоговая нагрузка составляла 39,5%, а к сегодняшнему дню она выросла примерно на 2% - в первую очередь, за счет налога на страхование от безработицы, который во время кризиса увеличился в несколько раз. «Вдобавок к видимому повышению налогов, у работодателей появились дополнительные расходы в связи с тем, что с 1 июня 2009 года они должны оплачивать пособие по болезни работников с четвертого по восьмой день болезни», - сказал Лехис и добавил, что положение работодателей могло ухудшиться и в связи с тем, что с того же времени перестали выплачивать суточные деньги внутриэстонских командировок, которые раньше составляли 80 крон. Новый налог «В 2009 году мы проглотили эти повышения, поскольку присоединение к евро было очень важным, - сказал Крийс. - Мы переживем увеличение налоговой нагрузки, но ведь публичные услуги не стали лучше!» Крийс отметил, что правительство, находящееся у власти второй срок подряд, обещало понизить налоги, связанные с рабочей силой, и повысить потребительские налоги, однако теперь растут и те, и другие налоги. «Рост зарплат работников потому и был таким незначительным, что выросла налоговая нагрузка», - пояснил он. «Сейчас планируется ввести налог на страхование от несчастного случая на производстве, но как это будет сделано?» - задался вопросом Крийс. «Один вариант - объединить его с Кассой по безработице, что в итоге станет неконтролируемым повышением налога, но позволит сбалансировать госбюджет, прикрыв увеличение налога ширмой страховой защиты», - сказал Крийс недовольно, ссылаясь на принятое в конце года решение правительства об объединении денег Больничной кассы и Кассы по безработицы с госбюджетом, против которого работодатели и профсоюзы были категорически против. «Если будет введено еще и страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, то расходы работодателей вырастут еще больше. Для работников это будет означать дальнейшее откладывание повышения зарплаты, а в худшем случае - потерю рабочих мест», - сказал Лехис. Руководитель Центрального союза профсоюзов Харри Талига считает, что страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо. Тем не менее, он отдает себе отчет в том, что договориться с работодателями будет непросто. «Работодатели в первую очередь считают деньги, - отметил профсоюзный лидер. - Я был бы более оптимистичен, если бы не было противоречий в использовании денег страхования от безработицы». Единственную возможность, как вести с правительством переговоры по поводу нового страхового налога работодатели и работники видят в понижении процентной ставки социального налога или взноса по страхованию от безработицы. В принципе, правительство уже дало понять, что в 2013 году процентная ставка взносов по страхованию от безработицы понизится, но работодатели в это не верят. Согласно подсчетам Лехиса, если бы правительство установило к 2012 году те ставки взносов по страхованию от безработицы, которые предлагал совет Кассы по безработице - 1% и 2%, то нетто-доход каждого работника, получающего среднюю зарплату, увеличился бы на 5,22 евро, а расходы работодателя сократились на 3,30 евро с каждого работника в месяц. «Если умножить это на 12 месяцев и на 600 000 работников, то получится, что из-за решения правительства работающие люди в 2012 году недополучат 37,6 млн евро, а работодателям придется понести дополнительных расходов на 23,8 млн евро», - заявил Лехис. «Мы считаем, что нужно взвесить повышение не облагаемого налогом минимума, который сейчас составляет 144 евро в месяц. Низкооплачиваемые работники выиграли бы от этого гораздо больше, чем от понижения подоходного налога», - добавил он. «До тех пор, пока не будет снижен подоходный налог, не может быть и речи о введении страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний! - категорично заявил Крийс. - Но они придерживают это для выборов 2015 года, чтобы пойти на выборы с понижением налогов, забыв о том, что до этого они выросли намного больше!» Договориться не удалось Социальная комиссия Рийгикогу пытается помочь в решении конфликта или по крайней мере свести за одним столом рассорившихся социальных партнеров. Чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и найти решения, председатель комиссии Маргус Цахкна пригласил на встречу представителей работодателей и профсоюзов, а также руководителя Кассы по страхованию от безработицы и министра социальных дел. Вчерашняя встреча, в которой приняли участие премьер-министр Андрус Ансип и профсоюзные лидеры Харри Талига и Аго Туулинг, не внесла ничего нового в патовую ситуацию, сложившуюся в диалоге социальных партнеров. «Мы разговаривали больше часа, однако никакого прорыва не произошло, - сказал Талига. - Мы поняли, что содержательный трехсторонний диалог может состояться, если все будут искать компромиссы, однако из сказанного премьер-министром стало ясно, что и впредь будет так: если правительство захочет, то примет во внимание позиции партнеров, а если не захочет - не примет». Комментарий Ханно Певкур, министр социальных дел Программа правительства предусматривает создание системы страхования от несчастных случаев и профзаболеваний, которая мотивировала бы работников заботиться о своем здоровье, а работодателей - создавать для них здоровую рабочую среду. Сейчас мы занимаемся этой проблемой шире. Анализ Центра политических исследований Praxis также показал, что все, связанное с нетрудоспособностью, требует изменений. Сегодня (вчера. - Ред.) мы обсуждали принципиальную схему действий в ситуации, когда нетрудоспособный оказывается вне рынка труда. Эту схему можно назвать страхованием по нетрудоспособности. Суть преобразований состоит в том, что вместо нынешних трех разных источников получения денежной помощи (Больничная касса, Департамент социального страхования и Касса страхования от безработицы) было бы одно учреждение, где люди получали бы помощь. Сначала оценивалась бы потеря работоспособности, в зависимости от этого составлялась бы индивидуальная программа по возвращению на рынок труда, которая могла бы включать применяемую Кассой по безработице индивидуальную программу по поиску работы и индивидуальный план реабилитации, составляющийся Департаментом социального страхования. В результате люди получали бы помощь быстрее и, в свою очередь, быстрее могли вернуться на рынок труда. Подчеркиваю, что речь идет лишь о первоначальных мыслях и планах, которые по мере работы над ними будут уточнены. При планировании этой реорганизации исходили из условия, что налоговая нагрузка не увеличится и новых госучреждений не появится.
| |