|
Элементарные представления об устройстве окружающего мира проявляются у детей уже в двухмесячном возрасте.
Взаимодействие человека с окружающим миром происходит с помощью почти не осознаваемых реакций, в основе которых лежат интуитивные представления о физическом мироустройстве. Например, если мы видим падающий со стола стакан с водой, то постараемся схватить на лету стакан, но не воду. Мы знаем, что вода жидкая, что хватать её бесполезно, что она вытечет между пальцев и т. д. Не нужно быть физиком, чтобы представлять это; такие эмпирические закономерности зафиксированы у взрослого человека в рефлексах.
И более того: по мнению психологов из Миссурийского университета (США), элементарными сведениями о физике окружающего мира обладают не только взрослые, опытные люди - такие знания появляются уже в самом раннем детстве.
Исследователи проанализировали данные о детской психологии, полученные в последние тридцать лет, и пришли к выводу, что уже к двум месяцам дети обладают неким набором интуитивных знаний о физических законах. О ещё более раннем периоде сведений нет, поскольку какие-либо тесты с малышами имеет смысл проводить лишь с двухмесячного возраста. В нём, как пишут исследователи в журнале WIREs Cognitive Science, дети уже понимают, что незакреплённый предмет может упасть, а объект, который исчез из поля зрения, тем не менее продолжает где-то существовать. К пяти месяцам обнаруживается понимание различий между твёрдыми и сыпучими или текучими веществами. Десятимесячные осознают разницу между «меньше» и «больше» (хотя эта категория скорее логико-математическая, нежели физическая).
Представление о младенцах, которые лишь спят, едят, плачут и умильно удивляются, не вполне соответствует действительности, считают авторы. Да, маленькие дети плохо владеют своим телом, но при этом они уже могут предсказывать какие-то свойства окружающего мира на основе некоей имеющейся у них информации.
Как именно эта информация появляется у нас, учёные сказать не могут. Не исключено, что мы рождаемся с каким-то минимумом сведений «по физике», который буквально с первых месяцев жизни начинает дополняться жизненным опытом. Из этого следуют вполне конкретные рекомендации по воспитанию маленьких детей. Может, взрослому человеку трудно уловить такие особенности детской психологии, но всё же не стоит из-за этого считать младенцев глупее, чем они есть на самом деле.
Подготовлено по материалам Миссурийского университета.
| |