|
Мировая премьера этой картины канадского мастера психопатологического кино состоялась на прошлогоднем МКФ в Венеции и успела получить звание фильма, которого от Дэвида Кроненберга никто не ожидал.
Обращение режиссера-постмодерниста к материалу оскароносного специалиста по тонким историко-биографическим мелодрамам Кристофера Хэмптона поначалу и впрямь может вызвать негодование. Насколько оно оправдано, российский зритель сможет выяснить, начиная с 26 января 2012 года, когда «Опасный метод» выйдет в прокат (дистрибьютор - «Кино без границ»).
Сюжет фильма, как и пьеса Хэмптона «Лечение словом», послужившая основой для его сценария, вращается вокруг взаимоотношений отца психоанализа Зигмунда Фрейда с его учеником Карлом Юнгом и их общей пациенткой Сабиной Шпильрейн. Конечно, эта история невыдуманная. В 1904 году восемнадцатилетняя красавица с диагнозом «истерия» действительно ворвалась в жизнь молодого психиатра Карла Густава Юнга, практиковавшего в обычной швейцарской клинике и только начинавшего проникаться психоаналитическими идеями прославленного доктора Фрейда. Собственно эта судьбоносная встреча запечатлена в первых кадрах «Опасного метода», а ее последствия составляют дальнейшее экранное действие - всё в строгом соответствии с литературно-историческим материалом. Такое режиссерское решение для Кроненберга, который за свою насыщенную кинокарьеру обращался к биографическому жанру едва ли не единожды (в картине «М. Баттерфляй»), типичным точно не назовешь.
Однако, памятуя о том, что опыт работы с историческими фактами у мастера философской фантастики и био-хоррора все-таки имеется, остается удивляться академическому педантизму, с которым Дэвид Кроненберг подошел к «случаю из жизни замечательных людей» на этот раз. В «Опасном методе» режиссер, похоже, намеренно отказался от фирменных визуальных экспериментов, позволив истории говорить самой за себя. Таким образом, под маской интеллигентной костюмно-кабинетной мелодрамы с прекрасными актерами и музыкой ему удалось припрятать истинно кроненберговские подтексты. Герои картины, склонные, как того требует психоанализ, искать потаенные смыслы в собственных сновидениях, здесь и сами являются символами откуда-то из подсознания режиссера.
Другими словами, «Опасный метод» - сон Кроненберга про Юнга, Фрейда и Шпильрейн, жизнь которых оказалась идеальной иллюстрацией к таким излюбленным темам автора, как метаморфозы человеческой личности, происходящие под воздействием навязчивых идей или страстей, слияние исследователя с объектом исследования и природа садомазохизма. Если раньше Кроненберг упаковывал эту не самую привлекательную для массового зрителя тематику в основном в триллеры или фантастические фильмы, то сейчас зашифровал ее в умной мелодраме с точными диалогами, способными, где надо, вышибить слезу или заставить рассмеяться. Более того, режиссер пошел дальше собственных идефиксов, вложив в психологическую драму персонажей предчувствие надвигавшейся Первой мировой войны. И пусть игра Майкла Фассбендера (Юнг), Вигго Мортенсена (Фрейд) и, в первую очередь, Киры Найтли (Шпильрейн), кажется местами чрезмерной, странно требовать от символов достоверности. С задачей передать условность сновидения Дэвида Кроненберга актеры справились блестяще.
| |