|
«Елена» Андрея Звягинцева получила очередной приз - на этот раз за Полярным кругом. Фестиваль в норвежском городе Тромсе - зрительский, а значит, у нашего кино будет хорошая поддержка в прокате
На кинофестивале в Тромсе фильм Звягинцева наградили Гран-при, который подразумевает материальную поддержку в местном прокате - 14 000 евро на печать копий и субтитрирование. Логично: Тромсе - фестиваль прокатных картин. В отличие от более известных кинофорумов, ориентированных на профессионалов и инсайдеров индустрии, он создан исключительно для зрителей. Они отвечают взаимностью: в городе с 70-тысячным населением за время фестиваля раскупается больше полусотни тысяч билетов - здесь практически каждый ходит в кино. Это несколько удивляет критиков и кураторов из более теплых и светлых мест, снисходительно прибывающих во льды поддержать кинематограф Заполярья. Отправляясь за билетами, они обнаруживают полнейший sold out - даже на студенческие короткометражки, даже в девять утра. Это притом, что в городке, состоящем из трех улиц, как минимум десяток экранов - вдобавок к дежурному многозальнику есть залы в местных ДК и областном театре, синематограф 1916 г. с кафетерием и распивочной и большой экран из прессованного снега прямо на главной площади (рядом стоит снеговик, вращающий ручку снежного киноаппарата). Еще в этом старом рыбацком порту есть бесплатная государственная киношкола. Сельдь и лосося в Тромсе добывают до сих пор, а на антикварных рыболовных шхунах, оснащенных бассейнами и саунами, катают по заливу режиссеров с мировыми именами. В этот раз в ледяной океан после бани окунались Оливье Ассаяс, приехавший на собственную ретроспективу, и Рубен Остлунд, чей жесткий, ни секунды не развлекательный антропологический этюд Play, победивший осенью на московском фестивале 2-in-1, получил в Тромсе приз зрительских симпатий (что лишний раз говорит об уровне местной публики). На борту разливали шампанское Ruinart и угощали суши, которые на глазах у собравшихся кромсал повар, выписанный из пекинского Nobu. На следующий день гостей повезли кататься на собаках. Щедро финансируемый государством фестиваль в Тромсе не чужд лихого гостеприимства михалковского образца - но если представить себе правительственную сауну, набитую VIP-гостями ММКФ, можно легко, то утренний сеанс ММКФ, набитый простыми, не имеющими отношения к индустрии зрителями, гораздо сложнее. Маленький, холодный, бесконечно далекий от статуса мегаполиса Тромсе совмещает то и другое. Проинспектировав количество залов и сидящих в них зрителей, программный директор российского «Кинотавра» Ситора Алиева опечалилась: кинотеатров в центре Сочи едва хватает для профессиональной фестивальной публики. Глава кинофорума в Тромсе Марта Отте была на «Кинотавре» и именно там отобрала для показа на берегу Северного Ледовитого океана «Елену», полудокументальный эксперимент «Я тебя люблю» и более чем зрительскую комедию «Мой папа Барышников». Еще в конкурсе был «Фауст» Александра Сокурова, а вне конкурса - документальное кино из Мурманска и ретроспективный показ немых «Приключений мистера Веста в стране большевиков» в сопровождении оркестра карельских музыкантов, по такому случаю вывезенных из Петрозаводска. Разношерстная программа фестиваля в Тромсе не выглядит концептуальной - это не Локарно и не Роттердам. Но свое дело он делает: зрители смотрят главные фильмы года, журналисты берут интервью у их режиссеров, к которым здесь значительно проще подступиться, чем в тех же Каннах. А профессионалы - в этот раз здесь была целая делегация фестивальных работников с российского Севера - учатся делать успешные кинофорумы в самых суровых точках планеты.
| |