|
Французский художник-экспериментатор Фабрис Ибер открыл свою персональную выставку в российской столице.
В свое время именно он превратил холл парижского музея Помпиду в парикмахерскую, а павильон Венецианской биеннале - в теле-радио студию. Что известный шутник сделал с московской галереей?
«Вы должны сесть здесь, я сяду вот тут, эй, кто хочет занять третье место? Видите, как это непросто?!», - сокрушается Ибер.
Непросто, как сама жизнь. «Качели на троих» Фабриса Ибера, созданные специально к его персональной московской выставке, корявы, зато в них - мысль. Мысль - в том, что человек постоянно решает, да или нет, когда выход, как правило, - нечто третье.
- Voilà. Comme ça!
Инсталляция из пластиковых емкостей лаконично расползлась по антресолям. Проекты художника словно созданы для самых разных пространств. Когда-то шутник Ибер сделал гигантский парикмахерский салон из холла парижского музея Помпиду, а павильон Венецианской биеннале превратил в теле-радио студию. За этот проект он получил «Золотого льва» - самый престижный приз в мировом современном искусстве.
«Можно быть умным, тонким, серьезным с улыбкой на лице, с легким дыханием, и при этом - такие серьезные мысли», - обращает внимание куратор экспозиции Ольга Свиблова .
Действительно, бессмертие - а так называется выставка, - тема нешуточная. Способность не умирать трактуется Ибером как сотни методов выживания. Довольно просто, например, спастись от агрессии окружающих - нужно всего лишь надеть прозрачный костюм медвежонка Тедди. Можно всегда оставаться свежим, обновляясь в любом супермаркете планеты, как его «овощной человек».
Выставка Фабриса Ибера отличается от других экспозиций современного искусства еще и тем, что на ней экспонаты разрешается трогать и даже мерить не только художнику, но и посетителям. Например, в обыкновенной маске для ныряния можно разглядеть свое собственное «я».
Собственное «я» каждого - наверное, главный адресат Фабриса Ибера. Он не показывает, как это распространено в сегодняшнем искусстве, кровь и насилие, не манипулирует политическими лозунгами, медийными брендами. Действуя, по собственным словам, в трех плоскостях - искусство, математика и социология - Ибер ловко сбивает зрителя с толку. А значит, заставляет его думать. Уже первые гости выставки «Бессмертие», кажется, готовы уловить настроение Ибера, и затеять разговор ему под стать.
- Фабрис! Иди сюда. Я тут как раз говорю о тебе, мне кажется, что ты, наверное, бессмертный, раз так хорошо выглядишь всегда! Ты бессмертный, не правда ли?
- Разумеется.
| |