|
Первая в России ретроспективная выставка фотографий Ляли Кузнецовой открылась в галерее «Дом Нащокина». В экспозиции 80 оригинальных работ фотохудожника из циклов «Цыгане», «Узбекистан», «Евреи. Бухара». Цыганские сцены Кузнецова снимала 20 лет, цикл фотографий принёс ей мировую известность.
Директор московской галереи «Дом Нащокина» Наталья Рюрикова рассказывает, что выставку фотографий Ляли Кузнецовой не планировала. Просто образовалось «окно» между двумя экспозициями, и она обратилась к знакомому искусствоведу Ильдару Галееву с вопросом: что можно показать? Он достал фотографии. Тогда, примерно месяц назад, Наталья Рюрикова впервые услышала имя Ляли Кузнецовой. Сейчас, открывая выставку ее работ, может в деталях рассказать о творчестве и непростой судьбе.
«Она училась в авиационном институте. У нее была семья - муж, ребенок. И случилось несчастье. Когда она была совсем молодой, ее муж умер. Это была трагедия, слом. В общем, история, которая внутренне заставила ее перевернуть свою жизнь. Она не могла общаться с людьми, ей было трудно с ними разговаривать. Она взяла фотокамеру и начала снимать. В этом было ее общение с этим миром. Единственная возможность таким образом разговаривать с миром», - рассказывает Наталья Рюрикова, директор галереи «Дом Нащокина».
Как-то Ляля Кузнецова ехала с братом на машине, на берегу реки заметила цыган. Подошла, немного поговорив, стала фотографировать. Сначала они испугались, но потом почему-то незнакомой женщине доверились. Цыгане впустили ее в свою жизнь, она их - в свою. На протяжении почти 20 лет Ляля Кузнецова снимала цыган в Узбекистане, Туркменистане, родном Казахстане. Лялю приглашали на свадьбы, на Рождество - для цыган это, как оказалось, один из самых любимых праздников.
«Это все не так легко. Это не репортажная съемка. Это не так: приезжает фотограф и быстро снимает событие. Чтобы это все снять, нужно было вжиться, нужно было, чтобы они тебя приняли - чужих они не любят», - объясняет Наталья Рюрикова.
Ляля Кузнецова сделала целую серию снимков, посвященных бродячим циркам, фотографировала евреев в Бухаре. Но мировую известность принес именно цикл о цыганах. «Ее глаза - фильтры ее души. И то, что она ими видит - это реальность, наполненная поэзией свободы», написала о Ляле Кузнецовой Инге Морат, ученица легендарного французского фотографа Анри Картье-Брессона.
«То, что по существу она сделала такое художественное исследование цыган и то, что они допустили ее, это свидетельствует о том, что она очень верный человек. Фотограф очень хороший. Мне нравится,что она как бы изнутри снимает людей. Она не турист, она такой симпатизирующий исследователь», - говорит Юрий Рост, фотограф.
С середины 80-х годов работы Ляли Кузнецовой неоднократно выставлялись в Париже, Берлине, Лондоне, Вашингтоне. Впервые масштабная ретроспектива представлена в Москве. Ляли Кузнецовой на открытии не было, ее ждут в галерее Нащокина в начале февраля. Впрочем, Наталья Рюрикова уверена, еще до личной встречи с Лялей, она неплохо ее узнала. Ведь сама автор этих снимков не раз говорила: «фотографии, которые делает человек, это отчасти его автопортрет».
| |