|
Минфин обнародовал проект закона «О национальной платёжной системе». Он призван установить единые правила игры на этом рынке.
В результате под надзор Центробанка попадают все участники действующей системы денежных переводов. Подробности - у обозревателя «Вести ФМ» Леонида Гурьянова.
Ключевым положением реформы эксперты называют норму о том, что все основные участники системы должны будут иметь лицензию кредитной организации. В частности, такое требование будет введено для операторов по переводу денег.
Кроме того, лицензии предстоит получать и операторам электронных денег. Сейчас этот рынок фактически не контролируется регуляторам, хотя его объём по итогам прошлого года составил 40 миллиардов рублей, комментирует аналитик агентства «Инвесткафе» Георгий Воронков.
«В первую очередь, конечно же, стало очевидно, что переводами могут заниматься банки либо небанковские учреждения, которые будут располагать лицензией. В общем-то, это понятно, потому что банки из всех хозяйствующих субъектов - наиболее прозрачные институты. Конкуренция на рынке будет снижаться, потому что часть системы денежных переводов будет вынуждена либо попасть под эти условия регулирования и соблюдать их, либо вовсе отказаться от своего бизнеса», - говорит Воронков.
С другой стороны, законопроект фактически ставит всех участников рынка в равные условия, говорит председатель правления компании «Лидер» Юрий Камакин.
«До последнего времени такая интересная ситуация складывалась на рынке, когда есть банки и кредитные организации, которые жёстко регламентированы и контролируются со стороны Центрального банка и законодательства, и есть рынок электронных денег, который фактически неконтролируем. Мы расцениваем эти движения как вполне логичные и разумные. С одной стороны, это обезопасит клиентов, с другой стороны - позволит контролировать платежи и всем игрокам играть по одним правилам», - считает Камакин.
Так или иначе, с принятием законопроекта рынок будет иметь уклон в сторону банков, а значит, в процессе законотворчества можно будет ожидать внедрения новых инициатив от банковского сообщества. Впрочем, это и в интересах клиентов, отмечает Георгий Воронков из агентства «Инвесткафе».
«Банкиры активно лоббируют дальнейшее продвижение различных систем электронных платежей. Например, есть инициатива - в дополнении существующего формата законопроекта отменить налог на доход физических лиц на бонусы, которые начисляются гражданам банками при многократном использовании их клиентами пластиковых карт в рамках программы лояльности. Не исключено, что банкиры, может быть, захотят даже ввести определённую систему наказаний или даже штрафов для организаций, не оборудованных системами приёма пластиковых карт», - говорит Воронко.
Усиление регулирования - это всегда повышение издержек и барьеров для входа на рынок. Но, как показывает практика, и без предлагаемого ужесточения контроля рынок электронных денег сосредоточен в руках небольшого числа компаний, отмечает председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким.
«Любое усиление регулирования несколько снижает возможности для конкуренции. Но вот даже в отсутствие такого регулирования, по сути, в электронных деньгах в России можно назвать две-три компании. И эти две-три крупных компании вполне легко выполнят требования, которые предусматривает новое регулирование», - отмечает Ким.
А вот упоминания о том, что платёжные агенты должны иметь лицензию кредитной организации, в опубликованном законопроекте нет. Предполагается, что контролировать их деятельность должны в первую очередь операторы по переводу денег, подотчётные ЦБ. Отсутствует и требование к минимальному уставному капиталу небанковских кредитных организаций, допущенных в систему.
Ранее в Минфине говорили о том, что он не должен быть менее 18 миллионов рублей. Кроме того, отдельно не оговаривается возможность использования в рамках системы Российской платёжной карты, которая в будущем позволит каждому жителю страны оплачивать государственные услуги, получать пособия и пенсии. Впрочем, пока это всего лишь проект закона.
| |