|
Самолет ТУ-154 компании «Алроса», выполнявший рейс из Якутского аэропорта «Полярный» в Москву, через 3,5 часа полета на высоте более 10 тысяч метров был вынужден совершить посадку на неработающем аэродроме Ижма в Коми из-за отказа электропитания. Жертв и пострадавших не было, а всего на борту самолета летели 72 пассажира и 10 членов экипажа. О том, как все это было, мы сейчас будем говорить в эфире радио «Вести ФМ».
«Вести ФМ»: У нас в студии те самые летчики, которые смогли посадить самолет. Это Евгений Новоселов - командир экипажа, пилот первого класса. Евгений Геннадьевич, здравствуйте вам!
Новоселов: Добрый день!
«Вести ФМ»: Второй пилот - Андрей Ломанов, Андрей Александрович, вас тоже приветствую с удовольствием!
Ломанов: День добрый!
«Вести ФМ»: И штурман, штурман первого класса Сергей Талалаев. Сергей Владимирович, и вам тоже здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, как все это было? Что произошло? Когда вы почувствовали неисправность. Давайте начнем с командира экипажа, наверно. Командир обычно за все отвечает. Евгений Геннадьевич?
Новоселов: Ну, я, во-первых, хотел поправить, что в нашем экипаже второго пилота не было, у нас два командира воздушного судна - это я и Андрей Ломанов. То есть два командира воздушного судна, мы пилоты одинаковой квалификации. Равноправны абсолютно. Но, единственно, что я был по этому рейсу командир воздушного судна, то есть я был старшим на борту, а так мы с Андреем являемся пилотами одинаковой квалификации. И на тот момент, когда уже на обратном пути в левом пилотском кресле находился непосредственно Андрей Ломанов, который и занимался управлением воздушного судна, а я руководил общей обстановкой, ну и помогал ему, ну и принимал какие-то решения, выяснял, что случилось на борту.
«Вести ФМ»: Так что произошло? Когда вы почувствовали, что что-то идет не так?
Новоселов: Ну, три часа полета прошли в штатном режиме, то есть спокойный полет был.
«Вести ФМ»: Ничто не предвещало, все работало нормально?
Новоселов: Летели, высота 10600, не болтало, светило солнце прекрасно, внизу облачность была, правда, сплошная. Но вот как только три часа пролетели, бортинженер доложил о неисправностях в системе электроснабжения самолета.
Ломанов: С электропитанием.
«Вести ФМ»: То есть отключилось электропитание?
Ломанов: Полностью.
«Вести ФМ»: Ни с того ни с сего?
Ломанов: Да, произошел отказ ВУ, которое вырабатывает постоянный ток у нас, и, в принципе, от которого все питается.
«Вести ФМ»: И что это значит, когда отключается электропитание, насколько это критично? Там есть какие-нибудь резервные источники?
Ломанов: Все резервные отказали.
Новоселов: Вот именно тот удивительный случай, когда все отказало и успели передать мы на землю сигнал срочности, что проблемы с системой. Значит, возможно, предстоит вынужденная посадка, и просим подобрать аэродром для посадки. Вот единственное, что мы успели передать. После этого оборвалась связь.
«Вести ФМ»: Даже связи не было?
Ломанов: Связь оборвалась в первую очередь.
Новоселов: В первую очередь, в чем проблема.
Ломанов: Весь ужас ситуации в том, что мы остались без связи.
Новоселов: И потом пошли развиваться уже следующие события - то есть сначала отказала связь, начали отказывать приборы, последовательно.
Ломанов: Приборы пространственного положения самолета, что очень важно, очень важные приборы. Они все у нас тоже электрические, все отказали.
«Вести ФМ»: Сергей Владимирович, дальше что было? Как вы действовали в этой ситуации без связи, без электричества, без приборов? Как вы нашли вообще этот аэропорт? Как он назывался? Ижма?
Талалаев: Ижма. Мы сразу же приступили, командир принял решение как бы в технологии отворачивать вправо 30 градусов, чтобы не было столкновений с внизу летающими самолетами, так как мы идем по трассе, и потом в дальнейшем приступили к снижению. Сначала стали занимать 3000 метров - безопасную высоту, и как бы ниже туда дальше. Нам главное надо было выйти из облаков, чтобы как бы зацепиться за землю.
Ломанов: Перейти на визуальный полет.
«Вести ФМ»: То есть, чтобы видеть землю?
Талалаев: Чтобы видеть землю, потому что все отказало. И даже когда мы пробивали облачность, бортинженер Каримов поставил стаканчик - облачность была большая - чтобы не потерять пространственное положение, но она оказалась тонкой.
«Вести ФМ»: И что происходило дальше?
Ломанов: Дальше мы стали привязываться к линейным ориентирам. Под линейными ориентирами подразумеваются железные дороги, речки. Если железная дорога, река, значит, рядом населенный пункт, значит, рядом поле, площадка, на которую можно было бы совершить аварийную посадку.
| |