|
В ходе переговоров глав МИД России и Японии, состоявшихся 28 января в Токио, были затронуты вопросы развития сотрудничество в соответствии с договоренностями между президентом РФ Дмитрием Медведевым и премьер-министром Японии Есихико Нодой.
Эти договоренности были достигнуты в ходе встречи в Гонолулу в ноябре прошлого года, сообщил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
«Безусловно, в повестке дня нашего всеобъемлющего диалога - и проблема отсутствия мирного договора. Мы с г-ном Коитиро Гэмбой (глава МИД Японии) не просто обменялись мнениями по всем аспектам диалога, но и зафиксировали готовность двигаться дальше», - сказал Лавров в интервью японской телерадиовещательной корпорации NHK, размещенном на сайте российского внешнеполитического ведомства. По его словам, «это касается и графика политических контактов на высшем и высоком уровнях, и предстоящих встреч в рамках Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, и деятельности Консультативного совета по модернизации».
Повестка включает также «перспективные переговоры, которые ведут российские и японские экономические операторы по вопросам сотрудничества в нефтегазовой сфере, в области транспортного развития Восточной Сибири и Дальнего Востока», пояснил российский министр.
Вернувшись к теме мирного договора, Лавров напомнил: «Лидеры наших стран зафиксировали общее понимание, что данный вопрос может быть решен именно в контексте всестороннего, всеобъемлющего, глубокого развития двусторонних отношений, когда общественность в России и Японии будет готова воспринять взаимоприемлемое решение, отвечающее обоюдным интересам».
«Нужно выбирать, - убежден Лавров. - Если мы хотим просто, прямо скажем, "заработать очки" перед своим электоратом, тогда риторика - проверенный временем, испытанный в разных странах инструмент. Если же цель - не отметиться перед избирателями или перед радикальной частью общества, а все-таки создать условия для решения вопроса (причем, любого, не только проблемы мирного договора между Россией и Японией), то тогда методы должны быть иными».
По словам главы МИД РФ, «это должен быть спокойный, доверительный, без лишних публичных, полемических обменов диалог, основанный, прежде всего, на стремлении понять позицию друг друга и постараться прийти к общему знаменателю».
«В случае с мирным договором, - признал Лавров, - это не просто. Говоря откровенно, преобладающей тенденцией в российском и японском обществах остаются противоположные взгляды на причины, ход и итоги Второй мировой войны. Это факт». С тем, чтобы прийти к общей или близким позициям по этой проблеме, Москва считает важным начать диалог между историками.
«Мы предложили, чтобы правительства России и Японии поощрили ученых наших стран к тому, чтобы они также начали обсуждать как позитивные, так и негативные страницы совместной истории. Японское правительство, однако, заняло сдержанную позицию. И, тем не менее, сами российские и японские историки ищут возможности вступить в контакт и найти форму, которая позволила бы начать такой диалог», - отметил глава МИД РФ.
По его словам, с министром Гэмбой зафиксирована такая договоренность: «если не получается совместно поддержать» историков со стороны правительств, то, как минимум, им не следует мешать развивать такой диалог.
«Думаю, это вполне укладывается в русло тенденции к стимулированию обменов по линии гражданских обществ», - отметил Лавров, передал ИТАР-ТАСС.
| |