|
Прошлый год был годом Италии в России. И мы вновь вспомнили итальянское кино. Однако многие сегодня помнят Пьетро Джерми, Джузеппе Дасантиса, Франческо Рози, Марио Моничелли или Домиано Домиани? Нельзя не вспомнить я режиссера Элио Петри, ныне несправедливо забытого. Хотя его подчерк и авторский стиль не просто запоминается, а поражает самобытностью и уникальностью. 29 января 2012 года ему исполнилось бы 83 года.
Петри был бескомпромиссным и агрессивным художником - в этом была его позиция. Он не был «певцом ванных комнат», а скорее певцом революционных масс. Во многих его фильмах - кадры взбудораженной, напряженной толпы - явный поклон неореализму, как явлению культурологическому. Однако при этом художественный стиль Элио Петри ближе скорее к экзистенциализму. Антиномия? Экзистенциальная толпа? Смешно, как «пародия на постмодернизм», да и возможно ли? Не зря Элио Петри во многих своих фильмах снимал Джана Мария Волонте - актера яркого и очень личностного. Попробуйте посмотреть в глаза Волонте в фильме «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» - сделать это весьма проблематично. Оператор Луиджи Кувейлер таким образом строил кадр, чтобы съемка главного героя велась с нижней точки - и веки Волонте были всегда словно чуть прикрыты. За счет этой маленькой хитрости выстраивается гнетущий образ героя, у которого как будто нет глаз. Фильм «Следствие по делу гражданина...» смело можно назвать шедевром. Элио Петри работает с удивительным материалом - постепенно, шаг за шагом, от детектива как определяющего жанра, автор постепенно уходит в фарс, фантасмагорию.
Тема истории позаимствована у Кафки: человек и государство. Главный герой - палач и судья одновременно. Человек без имени (его называют дотторе, доктор). Человек без глаз. Без прошлого. Без будущего. Уникальный образ, созданный Джаном Мария Волонте. Образ человека, который сознательно проводит чудовищный эксперимент. В финале - странный сон, который, вероятно, сбудется почти что досконально. Элио Петри всегда имел четко выраженную позицию. Не зря большинство его фильмов закупались для проката в СССР. Кстати, в фильме «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» в советском прокате был вырезан самый «левый» эпизод: где с почти документальной точностью полицейские чиновники подсчитывают, сколько раз отчаянными левыми студентами были написаны имена Ленина, Сталина, Мао, Троцкого и т.д. на заборах, лифтах и прочих плоскостях. При этом и капиталистический мир с восторгом принимал Элио Петри: в его послужном списке самые именитые награды - от Оскара до Золотой Пальмовой ветви.
Мафия, политики, герой-одиночка, левые студенты и роковая женщина - вот набор ампула в его фильмах. И все-таки, в отличие от вполне классического Домиано Домиани, Элио Петри еще и режиссер, который удивительно остроумно работает с формой. Фантосмагория, фарс, флешбеки, отсутствие классической экспозиции, оригинальные операторские решения, пространные монологи, чрезмерно длинные названия, которые с трудом умещались на киноплакатах... Так кто же такой Элио Петри, загадка итальянского кино? Биографические факты довольно скудны. Родился в Риме в 1929 году. Работал помощником режиссера у Джузеппе Десантиса (был одним из соавторов сценария фильма «Рим в 11 часов»). За свою недолгую жизнь (умер в 52 года) снял более десяти полнометражных фильмов - от авангарда до классики...
Вероятно, если не сводить счеты с политическим кино и расценивать творчество Элио Петри хладнокровно и объективно, исключительно с художественной точки зрения, то имя его можно вписать в ряд лучших режиссеров того времени - наряду с Бернардо Бертоллучи или Лукино Висконти (который, кстати, имел значительно меньше наград, чем вечно протестующий Петри)... Элио Петри волновало устройство мира, он хотел понять его сложный и противоречивый механизм. Но возможно ли это? Хотя бы в рамках полнометражного кинофильма.
| |