|
Самые востребованные сферы профессионального образования в России - энергетика и здравоохранение. Такие данные опубликовал ВЦИОМ. Какие специальности выбирают абитуриенты, кто сегодня идёт в профтехучилища, удаётся ли найти место выпускникам?
Забайкальский край Проблема дефицита рабочих специальностей на рынке труда Забайкальского края по-прежнему остается одной из самых актуальных в сфере занятости населения. Поговорка «спрос рождает предложение» здесь действует не в полную силу. С одной стороны предприятиям требуются тысячи рабочих рук. С другой - сотни выпускников профессиональных училищ не могут найти работу. Причин много. К примеру, вместо забайкальских строителей сегодняшние работодатели предпочитают зарубежных. Однако будущие мастера не унывают, говорят, без работы все равно не останутся. Ведь строящихся объектов в Чите сотни, а квоты на иностранную рабочую силу постоянно снижаются. В краевом министерстве образования проблему трудоустройства выпускников училищ и техникумов решают давно. Постоянно разрабатывают различные программы. К примеру, открытие ресурсных центров и набор студентов по госзаказу. Евгений Егоров, начальник управления профессионального образования, науки и молодежной политики министерства образования Забайкальского края: «В ходе реализации программы был создан краевой кадровый совет, который утверждает прогнозные цифры приема, утверждает открытие новых направлений подготовки, новых профессий и специальностей. Работодатели конкретно говорят, какие кадры им нужны». Не все предприятия готовы взять на работу молодых мастеров. Работодателей не устраивает уровень подготовки выпускников профессиональных училищ. Поэтому чаще на забайкальских предприятиях можно встретить пенсионеров, дорабатывающих «до последнего», нежели вчерашних студентов. Алтайский край В профессиональных училищах Алтайского края учатся жить и работать по-новому. Из-за демографической ямы и серьезного недобора студентов несколько лет назад в крае решили сократить число средне-специальных учебных заведений. Реструктуризация началась 2 года назад. К примеру, в Камне-на-Оби объединили в одно сразу три училища. Лаборатории и мастерские всех трех училищ сохранили и сделали в них капитальный ремонт. Учиться в обновленных корпусах сегодня не желают разве что так нужные району трактористы: набора в этом году не было. Абитуриенты не желают заниматься на старой технике. Зато на некоторые специальности - например, продавец, электромонтёр, сварщик, слесарь - желающих столько, что получилось набрать платные группы. В новом учебном году набор на эти специальности планируют увеличить. А еще собираются купить пару тракторов, чтобы наконец-то принять на курс трактористов. Современной техникой - машинами и станками - студентов завлекают не только в каменском училище. Например, в Барнауле на суперсовременных машинах будут обучать фрезеровщиков и токарей со всего края. Еще год назад в училище давали базовые знания, обо всех ноу-хау можно было узнать только на заводах. Теперь предприятия получают «готовые» кадры. Однако, несмотря на эти усилия, вакантных бюджетных мест во многих училищах края остается немало. В прошлом году из 6,5 тысяч бюджетных мест в училищах и лицеях закрыли 5. На Алтае в дефиците сегодня квалифицированные наладчики, станочники, печатники и слесари. Новосибирск Новосибирской области не хватает рабочих рук. На почти 120 тысяч вакантных мест на предприятиях региона в прошлом году нашлась лишь треть желающих. Всего в 2011-ом году работодатели области заявили в центры занятости о наличии 166-ти тысяч свободных мест. И абсолютное большинство составила как раз потребность в рабочих. Как выяснили в областном министерстве труда, наибольший дефицит в работниках на предприятиях обрабатывающих производств и строительных организаций. Востребованы у работодателей сегодня: слесари, водители, швеи, каменщики и электрогазосварщики. Главная задача специалистов сегодня - повысить привлекательность рабочих профессий, в первую очередь для молодежи. Ярмарки вакансий новосибирские центры занятости теперь нередко проводят в школах. А для студентов учреждений начального и среднего профессионального образования в Новосибирской области разработаны материальные стимулы. Так, лучшие 45 человек могут рассчитывать на стипендию. По две и четыре тысячи рублей соответственно каждый месяц. Еще 700 учащихся техникумов и лицеев будут получать ежегодно по полторы тысячи рублей.
| |