|
Вчера, 29 января, в Кишиневе прошла вторая массовая акция против власти альянса «За евроинтеграцию», организованная гражданским «Комитетом по защите Конституции и демократии». О том, кто финансирует созданный полторы недели назад Комитет и почему коммунисты не поддержали его протестные акции, как была спланирована «узурпация власти» и чего боится правящий альянс, о радикальной смене взглядов и собственных амбициях в интервью «Ъ-MD» рассказал один из лидеров Комитета ЮРИЙ РОШКА.
Комитет «зарезервировал» в столичной мэрии главную площадь страны до конца апреля - это, по крайней мере, 12 «протестных воскресений». Понятно, что организация их требует денег. Кто финансирует протесты?
А почему понятно? Вы когда-нибудь организовывали митинги? Сообщаю секретную информацию: для этого нужно желание свалить власть, а деньги нужны для огромных манифестаций или концертов.
Трудно себе представить наглядную агитацию, автобусы из районов, ту же сцену на площади - без денег...
Для того, чтобы мне выйти на площадь, денег не нужно. Вы знаете, сколько стоит сцена? 200-250 евро. Я никому ничего не должен ни финансово, ни политически. Я могу делать то, что я хочу и говорить то, что думаю. И мне самому решать, что нужно нашей стране, а что нет.
То есть «музыку заказывает» самоорганизовавшийся из таких разных политиков и не политиков Комитет по защите Конституции?
Если вы будете задавать один и тот же вопрос, мы прекратим интервью. Нас не финансирует ни компартия, ни альянс, ни Румыния, ни Россия, если вы это хотели услышать. Напомню, 12 января появилось решение Конституционного суда (признавшего декабрьские выборы президента незаконными - «Ъ-MD»). 15-го было заседание парламента и пресс-конференция этой троицы (лидеров партий правящего альянса «За евроинтеграцию» (АЕИ) врио президента, председателя демпартии Мариана Лупу, премьер-министра, главы либерал-демократов Владимира Филата и лидера либералов Михая Гимпу - «Ъ-MD»). А 16-го я созвал пресс-конференцию и заявил, что нужно создать гражданский «Комитет по защите Конституции и демократии». И в тот же день стал обзванивать всех сколько-нибудь заметных политиков и не политиков, которые выразили недовольство фактом узурпации власти. Девять человек, которых я собрал, достаточно, чтобы сформировать инициативную группу и создать Комитет.
На что вы рассчитываете? Какие у вас цели? И верите ли вы, что они будут достигнуты?
Я иду по самом простому принципу: если хочешь чего-нибудь добиться - пробуй, а если не пробуешь, точно не добьешься. Я считаю, что наш долг сделать все возможное, чтобы восстановить демократию и конституционный порядок в стране. Циничному человеку это трудно понять, потому что он в лучшем случае думает о своей жизни, и думает о людях, измеряя их своей меркой. Никто не ввязывается в бой, думая о том, что он наверняка выиграет, но у него должна быть уверенность в победе.
Нынешние протестные акции Комитета - практически калька, в том числе в части требований, с осенних «протестных маршей» коммунистов, которые также заявляли о намерении биться «до победного конца». Почему вы не поддержали их тогда, а они не поддержали вас сейчас?
У коммунистов на это есть свои аргументы, и я отношусь к ним с пониманием. Почему мы не участвовали в их митингах? Это были акции компартии, их дело было - приглашать кого-то на них или нет. Я не рвался ни на какие трибуны, я вообще никуда не рвался. Нужно понять, почему я сейчас среагировал - потому что круг замкнулся. Вы понимаете, что произошло? Есть такая контора, которая называется АЕИ. Я думал, что они просто злоупотребляют властью и принимают определенные законы, которые им выгодны. 12 января я убедился, что процесс узурпации власти завершился и он спланирован.
В конце декабря, еще до известного решения КС, вы сказали, что «абсолютно ясно», что бывшие либерал-демократы «Михай Годя и Александр Тэнасе - часть одной и той же игры». Это и есть план?
Часть плана. Смотрите, что произошло. Есть Центризбирком (ЦИК) - сейчас, благодаря принятым альянсом поправкам в законодательство, из девяти членов ЦИК - шестеро от партий власти и трое от оппозиции, тогда как раньше было только четверо от власти и они не могли принимать самостоятельные решения. Высший совет магистратуры (ВСМ) - после поправок тот же политрасклад: из 12 «апостолов» - семеро от альянса. Если меня не удовлетворяет решение ЦИК, я жалуюсь в ВСМ. Если не удовлетворяет решение ВСМ, я жалуюсь в Конституционный суд - это мой последний шанс, потому что он утверждает результаты референдумов и выборов. Когда осенью с поста председателя КС был снят Пулбере (Дмитрий Пулбере возглавлял КС с 2007 по 28 сентября 2011 - «Ъ-MD») и «избран» Тэнасе (Александр Тэнасе избран главой КС 4 октября 2011, вышел из ЛДПМ весной 2011 - «Ъ-MD»), я понял, что круг вот-вот замкнется. Далее. За несколько недель до выборов 16 декабря Лупу «вежливо просит» депутатов продемонстрировать во время выборов заполненные бюллетени. Что мешало Годе (Михай Годя - независимый депутат, вышел из ЛДПМ весной 2011 - «Ъ-MD») возмутиться «нарушением тайны волеизъявления» до, а не после 16 декабря? Скажу, что - а вдруг Лупу набрал бы заветный 61 голос? Не набрал. Тогда включился план «Б» - иск Годи в КС и решение КС о незаконности выборов. Круг замкнулся.
Такая сложная многоходовка?
А что тут сложного? Все «пишется» по ходу пьесы, в зависимости от ситуации. На самом деле все просто. Почему, например, они уже полтора года пытаются свалить председателя Высшей судебной палаты (ВСП) Муруяну (Ион Муруяну избран главой ВСП в 2007 году, сейчас врио - «Ъ-MD»)? Не потому, что он хороший или плохой, а потому, что он не из их «банды». Им нужен свой председатель ВСП, чтобы «ручными» были все высшие судебные органы. Нам говорят - докажите, что произошла узурпация власти. Но для этого надо, чтобы прокуратура, которую возглавляет «карманный» ставленник демократов Зубко (Валерий Зубко назначен генпрокурором в 2009 - «Ъ-MD») начала уголовное преследование, или чтобы суд вынес решение. А какой суд выше Конституционного? За два года практически все схвачено. Остается вторая статья Конституции, которая говорит, что суверенитет принадлежит народу, и мы, избиратели, даем власти мандат. Народ должен восстановить свой суверенитет. Для этого сейчас есть только один демократический путь - мирные акции протеста.
То есть Комитет берет на себя право или обязанность действовать от имени народа?
Нет, просто Комитет считает, что произошла узурпация власти, и будет собирать своих сторонников до тех пор, пока эта власть не решит организовать свободные выборы.
Комитет требует проведения досрочных парламентских выборов. По всем опросам и прогнозам политологов, расклад сил в будущем парламенте останется прежним с непринципиальными погрешностями. То есть, ситуация повторится и проблема избрания президента останется.
Опросы - это лишь предположения. Нельзя говорить - мы не сыграем ещё одну партию в домино, потому что результат будет тот же. По закону власть дается на четыре года условно, а если эти условия не соблюдаются, власть нужно распускать и организовывать досрочные выборы. К тому же я не предполагаю, я уверен, что результаты их будут диаметрально противоположными нынешним.
Уточните.
Это значит, что партии, находящиеся у власти, скорее всего, полностью потеряют свое влияние в следующем парламенте. Но, чтобы выборы были свободными, нужно демонтировать систему узурпации власти. Поэтому мы не просто говорим - досрочные выборы. Для начала надо восстановить хотя бы независимость Центризбиркома и добиться отставки председателя КС.
Как вы себе это представляете?
Помните, как Верховный суд Украины, контролируемый тогдашней властью, все-таки разрешил третий тур выборов? А как разрешил? Людей было много на площади.
Какую альтернативу вы видите власти альянса? Есть ли она сейчас?
| |