|
В Московской академической филармонии завершился уникальный музыкальный марафон, посвященный её 90-летию. Выступали самые известные симфонические коллективы страны. За два дня на их концертах побывали 10 тысяч зрителей.
В руках у юриста Дмитрия Жаркова стопка билетов на концерты юбилейного марафона Московской Филармонии. Он выиграл их в викторине: лучше всех ответил на 9 каверзных вопросов об истории этой старейшей музыкальной организации России. Не удивительно, если знать, что он посещает по 15 абонементов филармонии в сезон.
«Самый интересный вопрос, на мой взгляд, это какой выдающийся русский композитор был единственный раз с гастролями здесь и выступал с коллективами Московской филармонии? Вариантов ответа было два: Николай Метнер или Игорь Стравинский. Поскольку Николай Метнер был много раз с концертами, а Стравинский приезжал лишь однажды, я выбрал вариант "Стравинский", и он оказался правильным», - рассказывает Дмитрий Жарков.
На марафон стоило прийти в кольчуге, шутят билетерши: предстоит пропустить до 10 тысяч человек. Все службы филармонии в этот день работают сверхурочно: марафон длится 13 часов. Звукорежиссеры расставили на сцене 48 микрофонов для онлайн-трансляции. За кулисами теснятся артисты: мобилизованы почти 40 солистов и все 10 штатных ансамблей, в том числе и Хор имени Пятницкого.
Художественный руководитель хора Александра Пермякова за кулисами поздравляет филармонию, которая для коллектива вот уже 70 лет - отчий дом и продюсерский центр.
«Я в Хоре имени Пятницкого уже 40 лет. Знаю всех, от тех, кто у нас утром пропуска проверяет, до директора. Мы уже давно лучшие друзья», - признается художественный руководитель Хора имени Пятницкого, народная артистка России Александра Пермякова.
В Камерном зале - ансамбль «Мадригал». В облачении ангелов солистки филармонии под лютню поют песни XIV века.
В большом зале - Камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина. Играют концерт Сальери - того самого. В музыке, впрочем, никакого злодейства - только гений.
К юбилею архивариусы филармонии украсили фойе редкими снимками, сделанными за 90 лет. Фотокопия исторической афиши: 29 января 1922 года - открытие Московской филармонии. Написано: «в зале Госфила», но имелась в виду консерватория. Собственный зал у филармонии появился спустя почти 20 лет. В 1940-м, после расстрела Всеволода Мейерхольда, чей театр должен был открыться в этом здании.
К залу имени Чайковского музыканты привыкли не сразу. У многих было предубеждение. Поговаривали: раз сцену проектировали для театральных постановок, акустика оставляет желать лучшего. Оказалось, что это не так. Более того: форма амфитеатра позволила воплощать любые замыслы. В том числе ставить оперы с декорациями и костюмами.
Владимир Спиваков вспоминает: в советские годы филармония поражала своими программами. Однажды целый день чтецы с оркестром исполняли «Одиссею» Гомера - от начала до конца.
«Были концерты в школах, лекции-концерты, которые назывались "Музыкальные инструменты". Я отвечал за скрипку. Были трубачи, были альтисты. Детям рассказывали, как-то воспитывали. И очень многие дети полюбили музыку благодаря этим лекциям», - уверен художественный руководитель Национального филармонического оркестра России, народный артист СССР Владимир Спиваков.
Меломан Ирина Васильева вот уже 23 года живет в Риме. В Москву прилетела на два дня, ради юбилея филармонии. Дочь Ирины Элизабета - итальянка, почти не говорит по-русски. Просит маму перевести: марафон понравился, ни капельки не устала.
| |