|
Американцы и канадцы - ближайшие соседи - всё чаще сталкиваютс с не самым приятным сюрпризом: пересекать границу стало труднее. Было время, когда не проверяли ни паспорт, ни машину - граница существовала лишь на карте. Но всё изменилось.
Между вежливым канадским «бонжур» и радушным американским «велком» нет контрольно-следовой полосы. Куда более эффективные технологи делают некогда прозрачную границу неприступной.
Граница десять лет после терактов 11 сентября обрастала проводами, датчиками движения и металлическими изгородями.
Еще один пропускной пункт в городке Дерби-Лайн (линия Дерби) в Вермонте стоил казне 5 миллионов долларов и заработал в прошлом году.
«Раньше здесь все друг друга знали. Здоровались, но теперь нужен паспорт, и на границе обязательно проверят машину», - рассказывает местная жительница Эрика.
Подавляющее число американцев никогда не были за границей и не имеют паспортов. Многие просто не могут позволить себе истратить более 100 долларов на документы.
Линия государственной границы едва различима на асфальте. Она осталась с тех времен, когда жители могли ходить друг к другу в гости хоть по нескольку раз на день. Теперь здесь повсюду камеры слежения, патрули и строгие напоминания: «Вы не можете попасть на территорию США по этой улице. Нарушители будут оштрафованы на 5000 долларов или арестованы».
Похожее предупреждение и на пороге соседнего Станстеда в провинции Квебек: «Вернитесь и сообщите властям, что пересекаете границу».
«Мы обязаны иметь при себе паспорта. Им это нужно для безопасности, из-за угрозы терроризма. Мир меняется. Я не виню их», - говорит жительница Дерби-Лайна Мери Браун.
Местные жители, имея разное подданство, десятками лет ходили в одни и те же церкви, школы и магазины. Теперь общие у них только водопровод и библиотека. Вот канадец припарковался на родине и отправился за границу.
«Это единственное здание в Вермонте, куда мы можем свободно пройти», - показывает житель канадской деревни. Граница проходит через местную библиотеку.
На линии границы запретили строить в 1908 году. Здание библиотеки тогда уже стояло. Законы до сих пор разрешают свободно передвигаться внутри и сидеть на стуле, ножки которого в разных странах.
«Если бы здание сгорело, то мы бы не смогли построить его заново. Те, кто провел здесь всю жизнь, тяжело переживают изменения, но мы понимаем, что теперь живем в другом мире. Безопасность важна», - признает библиотекарь Нэнси Рамер.
Жертвами новой реальности уже стали местные бары, магазины и офисы, которые хозяева безуспешно пытаются сдать в аренду. «Линии Дерби» еще далеко до линии Маннергейма, на которую все больше похожа граница США с Мексикой, но и здесь на севере рубежи продолжают укреплять.
| |