|
Тема проблем Курильских островов должна решаться в России через референдум. Об этом в интервью японским журналистам заявил глава российского МИДа Сергей Лавров. При этом Лавров отметил, что этот вопрос невозможно решить в короткие сроки.
Ранее главы МИД Японии и России заявили, что по проблеме мирного договора позиции Москвы и Токио по-прежнему расходятся, но стороны готовы искать взаимоприемлемое решение. Лавров считает необходимым при этом избегать публичных высказываний, которые могли бы осложнить атмосферу необходимую для движения вперед. Заявления чиновников, а также перспективы разрешения «курильского вопроса» прокомментировал доктор политических наук Василий Молодяков в эфире радио «Вести ФМ».
«Вести ФМ»: Скажите, как в Японии отреагировали на заявление Лаврова?
Молодяков: Япония несколько ошарашена словом «референдум», потому что это слово еще применительно к так называемой территориальной проблеме между Россией и Японией не возникало. Почему ошарашена, правда, непонятно, потому что по Конституции РФ любые изменения территории государства должны быть санкционированы именно референдумом. Если японские политологи плохо знакомы с текстом российской Конституции, ну, как говорится, это не делаем им чести в профессиональном плане.
«Вести ФМ»: Скажите, на ваш взгляд, чем были продиктованы слова Лаврова - желанием прекратить, по сути, уже надоевшую дискуссию или референдум действительно возможен, и стоит готовиться к его проведению?
Молодяков: Чем они были продиктованы, конечно, лучше спросить у самого господина Лаврова. Если же смотреть со стороны - это как минимум блестящий дипломатический и пиаровский ход. Как вы совершенно правильно сказали, эти переговоры идут давно, не побоюсь этого слова, и бестолково, многим они уже надоели. Бестолково в том смысле, что действительно позиции сторон, в общем-то, не сдвигаются с места. Российская сторона периодически выступает, на мой взгляд, с очень толковыми предложениями, японская сторона их или отвергает сразу или никак на них не реагирует. И вот, действительно, наш министр иностранных дел достал из рукава мысленно козырного туза - это очень большой козырь - и бросил его на стол. Это действительно новое для этих переговоров слово, новая идея, новая инициатива. И Россия имеет, скажем так: если Россия решит такой референдум проводить - ей согласие Японии на это спрашивать не надо.
«Вести ФМ»: Как вы думаете, в Японии после этого, скажем так, козыря Лаврова прекратятся разговоры и требования прямо сейчас и все-таки безвозвратно эти острова отдать или они теперь будут ждать референдума, и по крайней мере на какое время затихнет эта дискуссия?
Молодяков: Трудно сказать. Дело в том, что высказывание о референдуме, знаете, не хочется говорить, имеет демагогический характер, но в определенной степени пропагандистский. Это очень хороший дипломатический ход вот с какой стороны: японцы, большая часть, как известно, не настаивают на немедленном так называемом возвращении Южный Курил, они лишь хотят, чтобы Россия в принципе признала суверенитет Японии над так называемыми спорными территориями. Вот чего хотят японцы, чем вызваны их периодические протесты против визитов российских государственных деятелей на эти острова.
| |