Крупнейшая за 19 лет забастовка в Бельгии доставила серьезные проблемы организаторам внепланового саммита глав ЕС, который отроется в Брюсселе в 17.00 по Москве. Коллапс на дорогах города, вызванный остановкой всего общественного транспорта, заставил правительство принимающей страны призвать на помощь военные аэродромы.
В преддверии чрезвычайного однодневного саммита глав ЕС, посвященного поискам мер по ускорению темпов экономического роста, бельгийским профсоюзам удалось достичь договоренности и 24-часовой забастовке. Впервые с 1993 года к стачке примкнули все профсоюзы страны. Начиная с 22.00 воскресенья в стране не ходит общественный транспорт, включая международные поезда TGV и Thalys.
Бельгийские ТВ и радио сократили программу передач, газеты не вышли. В больницах не проводятся операции, работают только отделения экстренной помощи. Большинство школ, университетов и колледжей в понедельник не открывались. Многие торговые центры и магазины также закрыты. Несмотря на то, что никаких совместных акций профсоюзов на понедельник не было запланировано, на въездах в Брюссель все же собрались небольшие пикеты.
О намеченной забастовке профсоюзы Бельгии объявили еще в декабре. Трудящиеся протестуют против жестких мер экономии, проводимой странами ЕС. Еврокомиссия пыталась перенести саммит на 29 января, однако, это оказалось невозможным.
Самую серьезную сложность представляет забастовка транспортников. Чтобы хоть как-то «разгрузить» улицы города, предприятия призвали своих сотрудников отказаться от личного автотранспорта, а воспользоваться одним такси на несколько человек. Такси-компании в свою очередь предостерегают о нехватке автомобилей, поэтому заказ делать надо задолго до предполагаемой поездки, хотя автопарки увеличены до максимума.
Отказавшимся от участия в стачке в понедельник, работодатели доплатят по 30 евро. Ситуацию осложнила внезапно испортившаяся погода: в понедельник в Брюсселе впервые за год пошел снег.
К забастовке примкнул второй по величине аэропорт Бельгии - «Шарлеруа».
Некоторые службы главного - международного аэропорта Брюсселя - также участвуют в стачке. Ассоциация бельгийских пилотов, объединяющая около 800 летчиков и бортинженеров гражданской авиации, призвала своих членов присоединиться к акции протеста. В этой связи бельгийское правительство заявило о готовности предоставить главам ЕС военный аэродром «Бовешан», расположенный в 30 км от города.
Впрочем, взлетно-посадочная полоса «Бовешана» не приспособлена к принятию Boieng 747 или Airbus А380. В качестве резерва Бельгия предложила другой военный аэродром - «Завентем».
В пресс-службе правительства и Еврокомиссии отказались рассказать, кто как предпочел добраться до Евроквартала. Но известно, что некоторые делегации вообще предпочли прибыть в Брюссель до начала забастовки. Те, которые прилетали в понедельник, имели возможность воспользоваться вертолетом, чтобы не стоять в пробках.
Кстати, это решение бельгийского правительства было раскритиковано профсоюзами, которые обвинили премьер-министра Элио ди Рупо в фактическом срыве акции и лишении трудящихся права на забастовку.
Впрочем, что далеко не все профсоюзные лидеры поддерживают стачку. Так Руди Томаи, представляющий профсоюз предпринимателей, заявил.
«Нынешняя забастовка бесполезна, она вредит имиджу страны. Каждый имеет право бастовать, однако при этом необходимо проявлять ответственность перед обществом», - сказал Томаи.