|
Болгария возместит России и Греции затраты на подготовку к строительству нефтепровода Бургас - Александруполис. Общая задолженность Болгарии по этому проекту превысила 6,3 млн евро.
Болгария планирует в этом году рассчитаться по своим долгам за участие в проекте нефтепровода «Бургас-Александруполис», заявил посол Болгарии в Москве Пламен Грозданов в интервью «Интерфаксу».По его словам, невыплаченные взносы болгарского участника проекта - ЕАО «Проектная компания нефтепровода Бургас-Александруполис - БГ» - достигли более 6,3 млн евро. Минфин Болгарии уже заложил в бюджет средства на погашение этого долга.
За 2009 год задолженность Болгарии российскому акционеру проекта составляет 3 млн 344 тыс. 970 евро, греческому - 1 млн 541 тыс. 309 евро, пояснил Пламен Грозданов.
«За 2010 год болгарский акционер задолжал российскому акционеру сумму в размере 1 млн 323 тыс. евро. За 2011 год задолженность составила 171,5 тыс. евро непосредственно Международной проектной компании», - отметил посол
Он напомнил, что 7 декабря прошлого года власти Болгарии решили выйти из проекта нефтепровода «Бургас - Александруполис» из-за неясности позиций его участников. Вице-премьер и министр финансов Симеон Дянков тогда говорил, что «Болгария вышла из проекта, потому что он не может быть реализован на условиях и финансовых показателях, изложенных в соглашении 2007 года».
«Наше правительство предложит двум другим сторонам прекратить трехстороннее соглашение по взаимному согласию всех трех правительств и проинформирует два других правительства о том, что если им не удастся прийти к соглашению, то болгарская сторона выйдет из межправительственного соглашения по истечении 12 месяцев», - сказал Пламен Грозданов.
Стоит отметить, что Болгария поначалу отказывалась возмещать России какие-либо затраты на проект. Разногласия России и Болгарии касались обязательных платежей, которые болгарская сторона должна была вносить на реализацию проекта нефтепровода, что прописано в соглашении сторон. Однако ни в 2010-м, ни в 2011 году Болгария эти платежи не вносила.
Летом болгарская сторона обещала погасить задолженности и сделать очередные взносы в рамках проекта после утверждения оценки воздействия на окружающую и социальную среду (ОВОС). Это обещание так и не было выполнено.
Сейчас строительство нефтепровода находится под угрозой. Эксперты уверяют, что ни для российских поставок нефти, ни для самой Транснефти отказ от этого проекта нефтепровода не является критичным. Глава Транснефти сам ранее говорил, что из-за позиции Болгарии проект может быть заморожен.
Россия своевременно приняла меры по строительству новых трубопроводов для диверсификации рисков и в настоящий момент стабильности российского экспорта нефти ничего не угрожает, уверяют российские власти.
У России есть альтернативные проекты, как пустить нефть в обход турецких проливов. К примеру, она может пустить нефть через Турцию по нефтепроводу «Самсун - Джейхан» или часть нефти перекачивать через БТС-2 (Балтийская трубопроводная система).
Впрочем, эксперт по энергетической безопасности Нина Дюлгерова считает, что строительство нефтепровода «Бургас - Александруполис» все же когда-нибудь начнется, поскольку это стратегический проект для Болгарии. Греция и Россия также заинтересованы в его реализации, передает ИТАР-ТАСС.
«Греческая сторона стремится снизить энергетическую зависимость от Турции, а для России это дополнительное увеличение поставок нефти. Также нефтепровод диверсифицирует энергопоставки в регионе. Я думаю, что через 2-3 года этот проект снова будет актуальным, поскольку в Европе спрос на нефть и газ непрерывно увеличивается. Стоит учесть и экономическую составляющую этих энергоносителей на современном рынке», - отметила эксперт.
Межправительственное соглашение о строительстве нефтепровода «Бургас - Александруполис» в обход турецких проливов было подписано еще в 2007 году Россией, Болгарией и Грецией. Предполагалось, что нефтепровод позволит снизить объем транспортировки нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. Пропускная способность нефтепровода протяженностью около 300 км должна составить 35 млн тонн в год с возможностью увеличения до 50 млн тонн в год. По предварительным данным, стоимость строительства оценивается в 1 млрд евро.
| |