|
«Транснефть» завершает эпоху грандиозных строек. Как стало известно «Ведомостям», до 2020 г. компания не планирует существенно увеличивать мощность системы по прокачке нефти. Зато 125 млрд руб. будет потрачено на строительство нефтепродуктопроводов, а прокачка по ним вырастет почти в 2 раза
Вчера совет директоров «Транснефти» утвердил стратегию развития компании до 2020 г., рассказал представитель монополии. В документе нет ни слова о повышении инвестиционной привлекательности компании, равно как и прогнозов по размеру выручки, чистой прибыли и долга (копия проекта, представленного на утверждение в совет, есть у «Ведомостей»). Зато в нем подробно описаны проекты, которые намерена реализовать компания, и их предполагаемая стоимость. В прошлом году «Транснефть» закончила крупнейшие стройки последних лет: ВСТО-2 и БТС-2. С учетом построенного в 2006-2009 гг. ВСТО-1 и строящейся ветки Пурпе - Самотлор затраты только на крупнейшие проекты за последние восемь лет превысили 800 млрд руб. Новые масштабные проекты больше не нужны: добыча нефти к 2020 г. вырастет только на 4% до 527 млн т, а в системе «Транснефти» уже сегодня наметился профицит мощностей, говорится в проекте стратегии. Тем не менее в ближайшие восемь лет на строительство нефтепроводов компания потратит 392,8 млрд руб. Более трети этих денег - 149 млрд руб. монополия направит на завершение строительства трубы Заполярье - Пурпе мощностью 45 млн т нефти в год. К концу 2017 г. нефтепровод соединит месторождения ЯНАО и севера Красноярского края с системой «Транснефти». Еще в конце прошлого года проект оценивался в 112 млрд руб. Представитель «Транснефти» рост сметы не комментирует. Аналитик БКС Андрей Полищук предполагает, что это частично может быть связано с ростом стоимости материалов: за год только трубы подорожали на 12%. Но все равно новая оценка завышена, считает аналитик: проект Пурпе - Самотлор обошелся «Транснефти» почти в 3 раза дешевле - по 100 млн руб./км против 300 млн руб./км у Заполярье - Пурпе. Оставшееся «Транснефть» собирается потратить на подключение к магистральной сети Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений в Красноярском крае (14 млн т в год, 80 млрд руб.), а также расширение действующих нефтепроводов: Баку - Тихорецк на 2,2 млн т к 2016 г. (7,9 млрд руб.), Уса - Ярославль на 4 млн т в год к 2018 г. (8,1 млрд руб.) и Пурпе - Самотлор на 20 млн т к 2020 г. (7,2 млрд руб.). Еще 140,6 млрд руб. пойдет на увеличение мощности трубы до нефтеперерабатывающих заводов: Хабаровского («Альянс», 6 млн т после 2018 г.), Туапсинского (12 млн т), Комсомольского (7 млн т) и Приморского (5 млн т, все три принадлежат «Роснефти»). Несмотря на новые стройки, «Транснефть» не планирует значительного роста тарифов. В этом году индексации не будет вовсе. А затем тарифы будут расти в пределах инфляции - на 5% ежегодно, следует из проекта стратегии. Теперь приоритет «Транснефти» - развитие сети нефтепродуктопроводов. По оценкам монополии, к 2020 г. по ней будет прокачиваться до 54,5 млн т топлива против 30,8 млн т в 2010 г., следует из проекта стратегии (есть у «Ведомостей»). На эти цели «Транснефть» планирует направить 125,2 млрд руб. «Главная задача, которую ставило перед "Транснефтью" государство, - связать нефтепроводами два океана - выполнена. Основной скелет построен, - поясняет стратегию "Транснефти" близкий к ней источник. - Пора переходить к новому этапу». Предпосылки к этому есть: правительство пытается стимулировать рост глубины переработки нефти на отечественных НПЗ и увеличение общего объема производства топлива. Больше половины этих средств - 85,5 млрд руб. - пойдет на реализацию экспортного проекта «Юг» (мощность - 8,7 млн т в год): от Сызранского НПЗ «Роснефти» до Новороссийского порта через заводы «Лукойла» и ТНК-ВР в Волгограде и Саратове. Остальные деньги «Транснефть» планирует потратить на расширение проекта «Север» (Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза» - порт Приморск) и строительство новой трубы взамен старой от Кстова до Москвы (20,6 млрд и 18,8 млрд руб. соответственно). Все три проекта завершатся к концу 2017 г., следует из проекта стратегии. Но все будет зависеть от нефтяников, отмечает источник, близкий к «Транснефти»: монополия сможет просчитать окончательную экономику проектов, только если компании гарантируют объемы прокачки и согласятся транспортировать нефтепродукты на условиях «качай или плати». «Нефтяные компании могут пойти на уступки, ведь все заинтересованы в проекте: сейчас топливо идет на экспорт по железной дороге, а это дорого», - говорит сотрудник одного из нефтехолдингов. Представитель «Транснефти» комментировать детали стратегии отказался. «Цифры не окончательные. Проект документа претерпел изменения», - сказал он, но раскрывать данные не стал.
| |