|
На историческую сцену Большого театра возвращается «Огненный ангел» - опера Сергея Прокофьева в пяти действиях по одноименному роману Валерия Брюсова. Опера была завершена в августе 1928 года и впервые поставлена в 1955 году в театре Ла Фениче в Венеции. В Большом театре впервые «Огненного ангела» поставила Франческа Замбелло в 2004 году.
Возвращение «Огненного ангела» на историческую сцену длилось больше месяца. И все равно перед самым спектаклем работа кипит. Автор постановки итальянский режиссер Франческа Замбелло в Москву приехать не смогла. Сейчас главный режиссер возвращенной постановки - Игорь Киселев.
Трудности прежде всего в том, что теперь на этой сцене другое техническое оснащение. Движение декораций, свет, звук - ко всему нужно приспособиться. Со спецэффектами проще, сложнее - с лифтом. Он должен двигаться по наклонной - без проблем уносить героиню к небесам в финале оперы, да еще светиться инфернальным блеском.
В зале уютные ложи, бархат и золото. На сцене - страшный мегаполис, черные давящие дома. Декорации Георгия Цыпина - важная составляющая успеха «Огненного ангела».
К этой опере в пяти действиях Сергей Прокофьев сам написал либретто на основе одноименного романа Валерия Брюсова. Средневековая Германия. Девушка Рената ищет своего Огненного Ангела вместе с преданным рыцарем. Они обращаются к колдунам и чернокнижникам, и в конце концов инквизиторы сжигают Ренату на костре.
У оперы непростая история: написанная в 1928 году, она впервые была поставлена спустя 30 лет - в 1954-м в США. В Советском Союзе «Огненный ангел» появился лишь в 1984-м в Пермском театре.
Франческа Замбелло поставила «Огненного ангела» в Большом восемь лет назад. По ее замыслу, Рената живет в 1930-х годах в СССР, а инквизиторы - сотрудники НКВД. В сценографии прямых аналогий нет - город одновременно средневековый и современный. Эту сложную инсталляцию - устанавливают два дня - быстрее невозможно. Последняя проверка - двери домов и ворота должны открываться быстро и так, чтобы стены домов не тряслись. С воротами пришлось прорепетировать не один раз.
За пультом - приглашенный дирижер Михаил Юровский. Маэстро говорит - техника ведения спектакля сохранилась, но он привнес некоторые нюансы, ярче обозначил тему любовных переживаний.
Сейчас состав солистов обновили, что тоже меняет спектакль. Петр Мигунов исполняет партию Фауста.
Десять дней назад на историческую сцену вернули другую оперу в сложных декорациях Цыпина - «Принцессу Турандот» Пуччини. В Большом театре не сомневаются - возвращение «Огненного ангела» будет таким же триумфальным.
| |