|
Каир - Полиция в ряде египетских городов в четверг ночью вела настоящее сражение с тысячами упорных футбольных болельщиков, возмущенных тем, что правительство во главе с военными не сумело предотвратить гибель десятков людей во время столкновений на матче в Порт-Саиде предыдущим вечером.
Согласно заявлению Министерства здравоохранения, в Суэце два протестующих получили ранения мелкой дробью, а еще у двоих настоящие пулевые ранения, в то время как в Каире более 600 человек пострадали в давке и от слезоточивого газа.
Фанаты, известные как ультрас, начали демонстрацию в столице, направив свой гнев и ярость отчасти на болельщиков порт-саидского клуба, которые в среду вечером напали на приехавшую туда каирскую команду «Аль-Ахли». Но к тому моменту, когда болельщики подошли к барьерам из колючей проволоки, защищающим Министерство внутренних дел, футбольные страсти и соперничество были забыты в битве против общего врага - полиции.
В толпе появились слухи о том, что полиция намеренно подстрекала людей к насилию на матче, однако проверить это было невозможно. Протестующие утверждали, что полиция пренебрегла своими обязанностями и не стала проверять фанатов на наличие оружия; что она открыла ворота для порт-саидских болельщиков, а перед приехавшими из Каира выход закрыла; или что она отключила свет, чтобы дать прикрытие местным фанатам.
В среду во время столкновений погибли около 70 человек.
Многие манифестанты считают, что МВД этими действиями хотело отомстить каирским футбольным болельщикам, зная, что они сыграли главную роль в ряде жестоких столкновений с полицией в ходе протестов в последние три месяца. На играх, транслируемых на всю страну, у ультрас появилась привычка скандировать лозунги с призывами об отставке военного руководства страны, которое пришло на смену президенту Хосни Мубараку. Тем самым они пробили стену, возведенную генералами, которые ревностно охраняют свой престиж в глазах общественности.
«Военные нам мстят», - заявил 24-летний Тарек Адель.
Новый египетский парламент, проведший экстренное заседание по разблокированию кризиса, вызванного бунтами болельщиков, направил в Порт-Саид комиссию для выяснения обстоятельств случившегося и роли МВД в столкновениях. К следующей неделе комиссия должна представить свой доклад.
Высокопоставленный член ведущего парламентского блока «Братья-мусульмане» Эссам эль-Эриан (Essam el-Erian) представил подписи 120 законодателей, требующих возбудить дело против министра внутренних дел, а парламент назначил комиссию для его допроса.
Фельдмаршал Мохаммед Хусейн Тантави, возглавляющий правящий в стране военный совет и являющийся фактическим руководителем Египта, объявил трехдневный общенациональный траур.
Он также принял отставку губернатора Порт-Саида. Правительство временно отстранило от исполнения обязанностей директора районной службы безопасности и главу его следственного подразделения, а к утру государственные средства массовой информации сообщили, что оба руководителя задержаны полицией.
МВД сообщило, что допросило более 50 человек, подозреваемых в провоцировании беспорядков, в том числе, десяток несовершеннолетних.
Тела 52 погибших в Порт-Саиде людей были доставлены в каирский морг, после чего их отдали родственникам для похорон. Это говорит о том, что большинство погибших были каирскими болельщиками.
Согласно информационным сообщениям, многие из числа погибших в столкновениях были подростками и даже детьми. По крайней мере, один находящийся в морге выглядит моложе десяти лет.
Группировки ультрас, сплотившиеся вокруг соперничающих кубов, начали появляться в Египте в прошлом десятилетии. Хотя враждующие фанаты часто сталкиваются между собой, у всех у них много общего: это привычка к непристойным речевкам и лозунгам, специальные фаеры, петарды и холодное оружие, а также слепая ненависть к полиции, которая обычно старается их сдерживать. Некоторые фанаты пишут вульгарные оскорбления в адрес полиции на стенах зданий в Каире.
В этом году после восстания против Мубарака ультрас обнаружили, что политические демонстрации это очень удобное средство для их второго любимого занятия - сражений с полицейскими. Они сыграли важнейшую роль в защите площади Тахрир от сторонников Мубарака во время так называемой верблюжьей битвы, произошедшей год назад. Они также возглавили нападение на израильское посольство, произошедшее на волне демонстрации в сентябре месяце.
Политизированное движение фанатов в последнее время расширило свой репертуар, начав скандировать лозунги с требованиями о прекращении военного правления, с призывами расстрелять фельдмаршала Тантави и даже с непристойными оскорблениями в адрес матерей правящих генералов.
После трагедии в Порт-Саиде враждующие группы ультрас из числа болельщиков двух самых популярных в Каире команд «Аль-Ахли» и «Замалек» организовали совместный марш, продемонстрировав редкую для себя солидарность. Их баннеры висели вместе с египетским флагом.
Сначала манифестанты скандировали лозунги с осуждением фанатов Порт-Саида. Но затем они все чаще стали выкрикивать угрозы в адрес правящих страной генералов. «Ультрас "Аль-Ахли" уничтожат Тантави», - скандировали одни. «Они убивали свободных ультрас, потому что те встали на сторону революционеров», - вторили им другие.
Выйдя на площадь Тахрир и приблизившись к зданию МВД, фанаты повели себя более агрессивно. «Мы отомстим за них, или умрем как они», - кричали протестующие.
К вечеру тысячи ультрас заполнили центральные районы вокруг министерства. Они били в барабаны, скандировали свои речевки, а потом начали жечь мусор и автомобильные покрышки. Некоторые из них заявили, что они не болельщики, а активисты, пришедшие в знак солидарности с фанатами, чтобы выступить против военного совета, который они обвинили в потворстве насилию.
Футбольные фанаты выкрикивали ругательства в адрес полицейских по охране общественного порядка, которые выстроились в шеренгу за барьером из колючей проволоки перед зданием МВД. Когда опустились сумерки, демонстранты начали разбирать заграждения. Перед ультрас сформировалась шеренга демонстрантов, пытавшихся отделить их от полиции.
В то время как одни пытались успокоить толпу, другие подстрекали друг друга. «Если боишься, иди домой», - зазвучало общим рефреном. «Или они убьют нас, или мы убьем их», - кричал один человек.
Около половины седьмого ультрас поволокли в сторону передней шеренги большие металлические ворота. Полиция внезапно и спешно отступила.
Как только отступающие полицейские достигли здания министерства, пустили слезоточивый газ. В полночь толпы все еще то напирали, то отступали назад по узким переулкам. Люди на мотоциклах увозили пострадавших, многие из которых были слишком юны, чтобы бриться.
«Они очень глупы, - сказал о египетских военных руководителях один демонстрант. - Они настроили против себя самые мощные группировки фанатов в стране».
В подготовке статьи принял участие Майи Эль-Шейх (Mayy El Sheikh).
| |