|
Эксперты спорят: нужно ли нынешним ученикам соизмерять свои желания с объективными запросами нынешнего рынка труда
Если среднее специальное образование сегодня желают получить 56% учащихся 9-11 классов и 38% их родителей, то о дипломе вуза мечтают 82% учеников и 79% родителей, утверждают специалисты ВЦИОМ, опросив в ноябре прошлого года 1600 человек из всех федеральных округов страны. «Столько людей с высшим образованием стране не нужно», - качает головой гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. Он советует соизмерять желания с возможностями рынка труда, которому сегодня больше необходимы квалифицированные рабочие, чем юристы и экономисты. Пятенко далеко не одинок в своем мнении. Еще в 2010 году подобные мысли высказывал Дмитрий Медведев, а член президентской комиссии по модернизации Михаил Прохоров тогда же призвал изменить пропорции подготовки специалистов с высшим и средним образованием в пользу последнего: с 70% на 30%, до - 20% на 80%. По результатам того же опроса ВЦИОМ, 61% учащихся средних специальных профессиональных учебных заведений уверены, что не будут испытывать серьезных проблем с трудоустройством (см. таблицу). Гораздо реже надеются быстро найти работу студенты вузов (42%). Отчасти подобные мнения подтверждают исследования Superjob.ru, HeadHunter и Яндекс.Работа - cудя по их данным, сегодня чаще востребованы продавцы, водители, бухгалтеры, программисты, инженеры на производстве, секретари и специалисты по кадрам (подробнее см. «выбор редактора»). Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина категорически не согласна, что нынешним школьникам стоит ориентироваться на «плохие рабочие места» нынешнего рынка труда. По ее мнению, подобные настроения способны не только лишить школьников мечты, но - лишить будущего всю отечественную экономику, которой необходима модернизация. На взгляд Абанкиной, новоиспеченные юристы и экономисты сегодня все-таки находят место для работы, пусть - не так быстро, как медики и выпускники сузов, а работодатели, рассматривая резюме кандидатов, все-таки смотрят на наличие диплома вуза, равно как и на престижность этого вуза. «Это в советские времена трудно было найти специалиста с более низкой зарплатой, чем инженер с высшим образованием, - говорит Абанкина. - Даже уборщица порой получала больше». Сегодня, на ее взгляд, собственные инвестиции в образование у нас в стране окупаются не меньше, чем в Европе. Абанкина уверена, что в России необходимо перенимать европейский опыт, внедряя концепцию «непрерывного образования»: когда человек не останавливается на получении диплома, а перемежает работу с повышением своей квалификацией всю жизнь.
| |