По итогам 2011 года аукционные дома заявили о рекордных продажах произведений современного искусства. Особенно выросла доля произведений китайских художников на арт-рынке - 39 процентов или 11 миллиардов долларов. Картины двоих китайских мастеров даже попали в тройку самых продаваемых, впервые с 97 года сместив с лидирующей позиции легендарного Пикассо. О феномене такого интереса к китайскому искусству задумалась наш корреспондент Анна Щербинина.
Почти 507 миллионов долларов - столько крупнейшие аукционные дома выручили в прошлом году за произведения Чжана Дацяня. Имя этого китайского каллиграфа, который скончался в 1983 году, как и имена других китайских художников, чьи картины сегодня уходят с молотка за рекордные суммы, еще недавно были почти неизвестны на мировом арт-рынке. Зато очень популярны в родном Китае, где местные коллекционеры с удовольствием вкладывают деньги в национальное искусство, - рассказывает генеральный директор «Сотбис» в России Михаил Каменский.
«Китай, как государство, уже довольно давно разработал четкие принципы культурной политики, и государство поддерживает свое современное искусство, поддерживает тех коллекционеров, которые способствуют возвращению на материковый Китай культурных ценностей. Кроме этого, Китай, как новая, могучая экономическая сила, развивает свой собственный художественный рынок и вкладывает огромные деньги в развитие своих собственных аукционных домов».
Именно грамотная государственная политика, по мнению экспертов, помогла китайскому арт-рынку совершить огромный прорыв буквально за пару лет. Так крупнейший китайский аукцион, который появился только в 2006 году, в прошлом году занял 40 процентов всего мирового арт-рынка. Теперь он третий в мире после «Кристис» и «Сотбис».
Михаил Каменский считает, что не только богатая история и легко узнаваемые национальные черты помогли китайскому искусству сделать такой гигантский скачок:
«Огромное количество китайцев проживает в Европе и Америке. Все это смешивается, возникают новые культурные коды, изобразительный язык такой интернациональный. И вот именно такие работы, в которых искусство представлено как международное, но с явным китайским акцентом, именно такое искусство приносит колоссальные совершенно результаты, огромные суммы на аукционах и в Нью-Йорке, и в Лондоне, и в Гонконге».
Получается, что если китайские коллекционеры в основном предпочитают классическую национальную живопись, то европейцы и американцы все охотнее покупают современных азиатских мастеров, работы которых не похожи ни на скандального Ай Вэйвея, ни на Энди Уорхола. Необычная смесь традиционной китайской каллиграфии и приемов абстракционизма и импрессионизма хороша видна в работах того же Чжана Дацяня. Знал ли художник, когда в 1956 году встречался с Пабло Пикассо, что когда-нибудь его работы будут стоить больше, чем шедевры именитого испанца.