|
Эксперты считают мертворожденным недавнее предложение главы Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского лишать регистрации за трехмесячное отсутствие дома.
Чиновник предложил таким образом бороться с так называемыми резиновыми квартирами. О том, к чему приводит на деле изменение миграционного законодательства, Александр Андреев беседовал с экспертами в студии радио «Вести ФМ».
Андреев: Вы слушаете радио «Вести ФМ». У микрофона Александр Андреев. И у нас в гостях президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин. И генеральный директор Межгосударственного миграционного центра при Международном конгрессе промышленников и предпринимателей Сергей Ткачук. Здравствуйте.
Говорить будем сегодня о мигрантах, миграции, но прежде всего тема, которая вчера появилась и стала, безусловно, одной из главных тем недели - это выписка, принудительная выписка людей, если говорить старым языком, лишение регистрации принудительно, если человек дома не живет на протяжении трех месяцев, 90 дней. Вот 91 день наступает - его регистрация прекращается, аннулируется. Федеральная миграционная служба говорит, что так будет бороться с «резиновыми» квартирами, где на квадратном метре по несколько сотен человек прописывают, потому что никак по-другому бороться не может.
Только можно таким образом будет бороться с не «резиновыми» квартирами и «резиновыми», или здесь могут пострадать и обычные граждане? Вообще как вот установить - живет человек, не живет, как разобраться? И не пострадает ли кто-нибудь незаслуженно?
Поставнин: Вообще-то, конечно, система регистрации и прописки, как мы знаем, болезненная. Как жилищный вопрос, так и прописка, кстати говоря, они очень рядом идут. Вообще национальная система учета населения, она была в 1932 году, в 1935 году уже паспортная система, и вот с того времени так идут рука об руку, можно сказать. Тогда, собственно говоря, целей прописки вот этой вот три было. Первая и самая главная, наиглавнейшая, даже были специальные, так сказать, приказы НКВД - это розыск определенного контингента лиц или помощь административного органа в поиске интересующих лиц. Вторая цель этой прописки была и вторая функция этой прописки - это, собственно говоря, распределение жилья. У нас же жилье все было государственное в городах. И третья цель - это мониторинг за передвижением населения. Это очень важная народнохозяйственная экономическая проблема, так сказать, этим решалась.
В 90-е годы, когда прописку мы отменили, была, собственно говоря, утрачена функция мониторинга за населением. Осталась только одна - жилищная функция. А вот то, что мы называем регистрацией, она, собственно говоря, несколько искусственная была, она, в общем, была неполной. Вот эти вот первичные данные, они, собственно говоря, были не адекватны той ситуации. И что мы сейчас хотим добиться? Хотя национальная система учета населения, за движением - это важная система, регистрация населения, она должна существовать, только вопрос - в какой форме. А вот что сейчас предлагается, вот 90 суток, оно вообще не лезет ни в какие рамки - ни туда, ни сюда.
Андреев: Вячеслав Александрович, я правильно вас понимаю, что полезные функции мы в свое время утратили, а новых каких-то не приобрели. И, в общем, это такой инструмент, который сейчас непонятно зачем существует.
Поставнин: Да, абсолютно точно. Мы не учитываем ни движение населения по территории страны, мы не учитываем мигрантов как таковых. А вместо того, чтобы наладить эту систему, и вы знаете, вот привязав ее к жилищу, к машинам, мы навешали на прописку все что можно. И теперь оторвать эту вот функцию учета движения просто населения мы не можем.
В результате мы встали в такую вот ситуацию тяжелую, патовую. Потому что если ты пропишешь к себе больше, чем нужно, то ты можешь встать в очередь на квартиру и еще получить ее быстрее, чем которые люди там по 20 лет стоят, понимаете? И мы запутались с ним. А надо ее вычленить, вот эту функцию регистрации населения, просто учетную функцию, чтобы понимать, сколько людей живет в этом регионе, отсюда строится и нагрузка на инфраструктуру - сколько детских садов, поликлиник. Вот что надо делать! А не следить за каждым человеком, куда он поехал там. Здесь как-то сразу вот такой душок не очень хороший, вот как, понимаете, возврат советской системы. Главная задача была, повторяю, это контроль за передвижением интересующих лиц.
Андреев: Сергей Эдуардович, а вы что думаете?
Ткачук: Я могу добавить следующее, в 2007 году вышел 109 закон, который просто отменил процедуру регистрации для иностранцев, и ввели уведомительный так называемый миграционный учет. На самом деле этот документ уведомительного плана, он не имеет отношения и не должен соотноситься с регистрацией. То есть это уведомление о пребывании иностранца на территории России по приглашающей стороне. Это не означает, что эта квартира «резиновая» или человек там должен за это платить. То есть человек пригласил - он уведомил. Уехал - сдался на границе этот талон миграционного учета. Всё. Поэтому и для иностранцев как само понятие регистрации, оно на сегодняшний день не существует, да оно в принципе-то и не нужно, по большому счету.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
| |