|
6 февраля исполняется 80 лет со дня рождения режиссера, одного из основоположников Французской новой волны в кино, Франсуа Трюффо. Из-за непростых отношений с родителями в детстве будущий режиссер проводил много времени вне дома, в том числе прогуливал школу ради похода в кино
В юношеские годы вместе с другом, в будущем также известнейшим режиссером Жаном-Люком Годаром, Трюффо писал статьи в журнал «Кинематографические тетради», основанный кинокритиком Андре Базеном. Свой первый фильм - короткометражку «Визит» - Франсуа Трюффо снял в 23 года. РИА Новости выбрали 7 лучших фильмов режиссера о любви, страсти, дружбе и искусстве.
«400 ударов», 1959 год
Свой первый полнометражный фильм Трюффо снял в 27 лет, и именно «400 ударов» принесли режиссеру не только мировую славу, но и приз Каннского кинофестиваля 1959 года как лучшему режиссеру. Название является французской идиомой, эквивалентом которой в русском языке можно считать выражение «огонь, вода и медные трубы».
В фильме впервые появляется герой Антуан Дуанель, которого сыграл 14-летний Жан-Пьер Лео и которого можно считать альтер-эго самого Трюффо. Сама лента также во многом повторяет биографию режиссера. Родители Антуана практически не обращают на него внимания, занятые своими проблемами, а учителя считают мальчика хулиганом и источником проблем и бесконечно наказывают за непослушание. Подросток же воспринимает все навалившиеся напасти как заговор взрослых и протестует с удвоенной силой, сбегая с уроков ради похода в кино. Такое поведение приводит Антуана в исправительный интернат. Но и оттуда герою удается сбежать. Трюффо делает финал открытым и оставляет своего героя на берегу моря.
Антуан Дуанель в исполнении Жана-Пьера Лео после «400 ударов» появился еще в четырех фильмах Трюффо: новелле «Антуан и Колетт»(1962) из киноальманаха «Любовь в 20 лет», «Украденные поцелуи» (1968), «Семейный очаг» (1970) и «Сбежавшая любовь» (1979).
«Стреляйте в пианиста», 1960 год
Основой для сюжета второго полнометражного фильма Трюффо стал роман «Там, внизу» американского писателя Дэвида Гудиса, писавшего в жанре «нуар». В этой картине режиссер попробовал себя и в жанре триллера, добавив даже элементы гангстерского кино. Главную роль исполнил французский певец Шарль Азенавур.
Пианист Чарли Колер, в прошлом выступавший с концертами, пытается пережить смерть жены и работает тапером в небольшом кафе. Он сторонится людей, живет уединенно и втайне влюблен в официантку Лену. Однажды в кафе появляется брат Чарли по имени Чико, убегающий от бандитов. Он втягивает и героя, и его возлюбленную в настоящую криминальную разборку, которая заканчивается неожиданной трагедией.
Фильм стал первой попыткой Трюффо поработать в криминальном жанре, однако картину можно считать скорее пародией на детективные фильмы, а свое внимание Трюффо сосредоточил на истории падения главного героя.
«Жюль и Джим», 1961 год
Пожалуй, самая известная работа Франсуа Трюффо, основой для которого послужил полуавтобиографический роман французского писателя Анри-Пьера Роше, с которым режиссер был знаком лично. Главные роли в фильме исполнили актеры Оскар Вернер, Анри Серр и Жанна Моро.
Действие разворачивается в начале XX века в Париже, где живут два друга - Жюль и Джим. Однажды они знакомятся с девушкой по имени Катрин. Жюль, которому в любви всегда везло меньше, рассказывает другу, что влюблен в девушку. Однако Катрин играет с обоими молодыми людьми, не отдавая предпочтение ни одному, ни другому. Молодые люди проводят время втроем за прогулками, чтением книг и разговорами об искусстве. Однако Первая мировая война разлучает друзей, а после ее окончания они встречаются уже повзрослевшими и требуют от Катрин определенности. Девушка принимает решение, однако трагический финал, который следует за ее выбором, показывает, что выхода из этого любовного треугольника не было изначально.
Картина «Жюль и Джим», которую Трюффо снял в возрасте 29 лет и которая является лишь третьей полнометражной работой режиссера, по праву считается главным фильмом Французской новой волны. А журнал Time включил ленту в список «100 фильмов на все времена» и в список лучших саундтреков.
«451 по Фаренгейту», 1966 год
Первый цветной и единственный англоязычный фильм Трюффо, снятый по одноименному роману американского писателя Рэя Брэдбери. Главные роли в картине исполнили Оскар Вернер, игравший Жюля в «Жюле и Джиме», и актриса Джули Кристи, которой по задумке Трюффо досталось в картине сразу две роли - жены главного героя Линды и Клариссы, круто изменившей его жизнь.
Антиутопический роман Брэдбери рассказывает о мире будущего, где книги запрещены и безжалостно сжигаются специальным отрядом пожарных. Одним из тех, кто уничтожает все печатные издания, является и Гай Монтэг. Однажды он знакомится с молодой учительницей Клариссой, которая борется за сохранение книг и заставляет Монтэга перейти на ее сторону.
Мнения критиков по поводу этой работы Трюффо разошлись: одни считают, что «Трюффо показал отвратительную практику сжигания книг как нечто не более шокирующее, чем сжигание кучи листьев», наряду с этим, многие, напротив, называют фильм недооцененным.
«Американская ночь», 1973 год
Картина, которая не только получила широкое признание критиков и публики, но и принесла Трюффо четыре номинации на премию «Оскар» и победу в одной из них - за лучший фильм на иностранном языке. Сам режиссер сыграл одну главных ролей - режиссера Феррана, так же в фильме снимались Жаклин Биссет, Валентина Кортезе и Жан-Пьер Лео.
Действие картины разворачивается на съемочной площадке мелодрамы «Встречайте Памелу», а главные герои - актеры, среди которых немолодые звезды Александр (Жан-Пьер Омон) и Северин (Валентина Кортезе), восходящая звезда и герой-любовник Альфонс (Жан-Пьер Лео) и американская актриса Джули Бейкер (Жаклин Биссет), а также режиссер и остальные члены съемочной группы. Помимо практических проблем, с которым сталкиваются персонажи во время работы над фильмом, за кадром одновременно разворачиваются несколько драматических историй, и даже случается одна смерть.
Картина не случайно названа в честь кинематографического приема, позволяющего снимать ночные сцены днем - так Трюффо демонстрирует превосходство искусства над реальностью. Только, когда звучит команда «Мотор!», герои обретают покой и счастье, и «лишь режиссер имеет право решать, когда умирать актерам».
«Последнее метро», 1980 год
Этот фильм продолжает тему, начатую режиссером в «Американской ночи», - на этот раз действие разворачивается на театральных подмостках, а героями снова оказываются актеры, постановщики, костюмеры и другие, работающие над спектаклем, люди. Картина не завоевала «Оскар», однако получила сразу 10 наград французской кинопремии «Сезар», в том числе как лучший фильм. Статуэтки достались и самому Трюффо за режиссуру, а также исполнителям главных ролей - Катрин Денев и Жерару Депардье.
События фильма разворачивают во время Второй мировой войны в оккупированном фашистами Париже. Молодой актер Бернар Гранже (Депардье) устраивается на работу в «Монмартр», один из немногих продолжающих работу театров, для участия в постановке новой пьесы. Бывший директор Люка Штайнер (Хайнц Беннет) покинул свой пост и страну, боясь преследования из-за своего еврейского происхождения. Управление театром перешло к его жене - Марион (Денев). Труппа театра у Трюффо становится моделью окружающего мира: здесь есть и те, кто молчаливо соглашается с нацистским режимом, есть и откровенные коллаборационисты, и, напротив, яростные борцы сопротивления. Не обходится и без любовного треугольника, тем более, что муж главной героини Марион, как выясняется, вовсе не покидал страну.
«Соседка», 1981 год
Предпоследний фильм Франсуа Трюффо, главные роли в котором исполнили Жерар Депардье и Фанни Ардан, которая за эту работу была номинирована на французскую пермию «Сезар».
Бернар Кудре с семьей живет в тихом пригороде и ведет образ жизни примерного отца и мужа. В один прекрасный день в расположенный рядом дом въезжает семья Бошаров, и оказывается, что новая соседка Матильда - давняя знакомая Бернара. Много лет назад у них был бурный роман, однако, чувства не угасли до сих пор. Герои пытаются преодолеть искушение и спасти свои семьи, но так и не могут преодолеть взаимное влечение: Матильда и Бернар изменяют своим супругам, а заканчивается фильм трагедией.
Многие критики сравнивают «Соседку» с ранними работами Трюффо, в том числе с фильмом «Жюль и Джим», говоря о том, что влюбленные у этого режиссера всегда обречены: «Мужчина и женщина влюблены в сам факт любви. Они скорее восхищаются тем, что у них есть отношения, чем друг другом. Они не могут любить друг друга одновременно, каждому требуется быть отвергнутым, чтобы пробудить в себе страсть».
| |