|
6 февраля исполнилось бы 80 лет со дня рождения Франсуа Трюффо - знаменитого французского режиссёра XX века, киноактёра, и сценариста. Он прожил 52 года, но за это время успел снять больше двух десятков фильмов.
В день посмотреть три фильма, за неделю прочитать три книги и так с самого детства - это рецепт Франсуа Трюффо как стать режиссером. В 16 лет он уже критик - вырабатывает стиль, который потом назовут «критика с пистолетом». Своими «выстрелами» Трюффо поражал буржуазное кино. А в 1958 году поставил себя не просто под удар, а под «400 ударов»: стал тем, кого еще недавно критиковал - режиссером.
В противовес буржуазному кино, он снимает фильм о себе самом - 13-летнем. Не строит дорогостоящих декораций - просто идет на улицы. Актера на главную роль ищет по объявлению в газете. Это потом у Трюффо почти бесплатно будут сниматься Жанна Моро и Катрин Денев, Бельмондо и Депардье. А пока он весь в своем первом полнометражном фильме о трудном подростке. На Каннском фестивале в 1959 году многие говорили: «Ничего нового». Но оторвать взгляд невозможно. Именно Трюффо тогда отдадут «Пальмовую ветвь».
«Сколько мне было? 13-14 лет, я жил в Ленинграде, ходил в кино, и без всякой интеллектуальной заинтересованности я, открыв рот, посмотрел эту картину. И так мне было интересно, и так мне было необыкновенно понятно, что происходит с душой», - вспоминает Сергей Соловьев, режиссер, народный артист России.
Антуан Дуанель - мальчик, юноша, взрослый мужчина - этот образ появится в пяти фильмах Трюффо. Цикл, на который ушло 20 лет. Реалити-шоу, за которым наблюдал весь мир. В промежутках между дуанелевским циклом он создавал другие шедевры. Моцарт от кинематографа, свои картины Трюффо снимал в считанные недели. Актеры признавались: будто совсем без сценария. Фильмы, как музыкальные произведения: чувство ритма, идеальный слух - вот и все, что нужно режиссеру, говорил он.
Его самая известная «симфония» для трех сердец - «Жюль и Джим». Ее он снимал после провала своей второй картины. Но все также непринужденно: камеру крепил то к велосипеду, то к вертолету. Полет фантазии, рождающий незабываемые сцены. Его излюбленные сюжеты те, что находил в газетах или на улице.
«Нежная кожа» - картина очень похожая на реальность. А с другой стороны его обвиняли, что вот финальный эпизод, когда ревнивая жена убивает мужа из ружья в кафе, это как бы уход в тот самый детективный сюжет. Он всегда пожимал плечами и говорил: вот это как раз подлинная история, которую я взял из газет", - рассказывает Кирилл Разлогов, кинокритик.
Упрекавший голливудские ленты в отсутствии жизни, за океаном Трюффо был всегда любим. Его «Украденные поцелуи» в американском прокате шли рекордные четыре месяца. А в конце 70-х годов он стал актером на площадке у Спилберга. Компьютеризированный уже тогда процесс съемок разочаровал Трюффо. Томик Станиславского, который он захватил из Парижа, ему так и не пригодился.
«Своими фильмами я никогда не собирался совершить революцию в кино или искать какой-то новый язык, непохожий на язык предшественников. Я всегда считал, что кино - это здорово. Только в нем не хватает искренности», - говорил Франсуа Трюффо.
Простыми словами о самом главном. Он всю жизнь снимал о мужчине и женщине, о ребенке. Любил повторять: «Если работаешь в кино, важно оставаться наивным».
| |