|
В Египте начинается судебный процесс над сотрудниками неправительственных организаций, которых обвиняют в организации массовых беспорядков в стране. Среди сорока обвиняемых - граждане США и стран Европы, в том числе сын американского министра транспорта Сэм Лохуд. Причем, судят их по закону, принятому при Хосни Мубараке. Как «арабская весна» привела к власти тех, кто теперь стремится покончить с ее активистами?
В стороне, в проулке за площадью, летят камни. Футбольные фанаты с ожесточенным упорством штурмуют офис МВД, заодно, походя, поджигая коктейлями Молотова близлежащие правительственные офисы.
После выборов западные ценности вынесли с Тахрира, как не пригодившийся хлам. Хотя еще за день до избрания парламента здесь работали десятки неправительственных организаций из Европы и США.
Полагая, что настало время приобщать освободившихся египтян к понятиям гражданское общество, разделение властей, многопартийность, уважение прав меньшинства, сюда съезжались активисты авторитетных фондов и институтов.
«Мы здесь, чтобы выразить свою солидарность с Тахриром, с народом Египта. Мы хотим, чтобы он получил право голоса, право свободного выбора», - отмечал сотрудник американской неправительственной организации Энн Райт.
Сегодня их нет. 43 члена неправительственных организаций под судом. Волонтеры и профессионалы из США, Сербии, Германии и стран арабского мира. 19 американцев прячутся за оградой посольства, боятся ареста, ибо их обвиняют в незаконной деятельности, в нарушении правил финансирования, в провоцировании беспорядков и напряженности.
И за этими формулировками маячат большие сроки на египетской каторге. Обвиненным иностранцам выезд из страны закрыт. В каирский офис Национального института демократии вооруженные люди ворвались в конце декабря, изъяли документы и компьютеры, опечатали помещение.
«Всех допрашивали. Некоторых по 15 минут, а кого-то - часам. Это большой стресс. Никому не нравится, когда им что-то запрещают. На данный момент нет конкретных обвинений, продолжается расследование. Мы всегда хотели работать официально, получить регистрацию. Мы пытались сделать это еще в 2005 году. С тех пор мы находимся в постоянном контакте с министерством иностранных дел. И я надеюсь, что все разрешится, и мы продолжим работать в Египте», - говорит сотрудница каирского Национального института демократии Джулия Хьюс.
Тщетно уже полмесяца Госдеп пытается вызволить из Каира своих граждан, тем более, что среди подсудимых есть такие знаковые фигуры, как глава египетского отделения Международного республиканского института Сэм Лохуд - сын американского министра транспорта Рэя Лохуда.
«Мы очень обеспокоены ситуацией с нашими гражданами в Египте. Несколько сотрудников неправительственных организаций были допрошены, им не разрешается покидать страну. В целях безопасности я не могу назвать их количество и имена. Мы призываем правительство Египта немедленно снять с них все ограничения разрешить им вернуться домой как можно скорее», - пояснила пресс-секретарь государственного департамента США Виктория Нуланд.
Судебная система нового Египта уже дала понять, что не собирается шутить и либеральничать.
Неправительственные организации в Египте практически обречены: ибо та единственная сила, заинтересованная в их существовании, - демократическая фейсбуковская молодежь, та, что год назад начинала революционный процесс, сама вынуждена сегодня бороться за существование между молотом военной администрации и наковальней исламистского большинства.
| |