|
Владельцы Домодедово изменили структуру собственности. Офшор DME Airport Limited, владевший аэропортом, приостанавливает работу, следует из материалов регистра компаний острова Мэн. Активы переводятся на Кипр: это упрощает привлечение кредита и возможную продажу аэропорта, говорят юристы и источники в инвестиционном бизнесе.
Владельцы московского аэропорта Домодедово подали ходатайство о приостановке деятельности офшора DME Airport Limited, следует из материалов правительства острова Мэн, размещенных на ведомственном сайте. В регистре офшоров указано, что заявка на приостановку работы от DME, который ранее назывался единственным владельцем аэропорта, поступила властям 23 января 2012 года. Пока компания, зарегистрированная в Каслтауне, числится, как функционирующая. В пресс-службе Домодедово не прокомментировали это решение. Степан Гузей, советник юридической фирмы Lidings, консультирующей иностранные компании по вопросам российского права, знает о перерегистрации структуры, владеющей Домодедово, в кипрской юрисдикции. «Решение о переводе активов с острова Мэн на Кипр было принято акционерами DME Limited еще летом 2011 года, - говорит юрист - По времени решение совпало с первоначальным желанием акционеров провести IPO аэропорта Домодедово». DME Airport Limited была названа владельцем аэропорта Домодедово в документах, направленных на Лондонскую фондовую биржу, когда компания планировала первичное размещение акций. Заявка на IPO была подана 18 мая 2011 года. Единственным и конечным бенефициаром 100% акций DME выступал Дмитрий Каменщик, председатель совета директоров аэропорта. Но IPO было отменено. Осенью прошлого года DME подала в российскую антимонопольную службу ходатайство о приобретении 100% голосующих акций офшора Verulia. В ноябре ФАС ответила, что ходатайство не требовалось, так как Verulia «не имеет в собственности основных производственных средств и нематериальных активов, акций хозяйственных обществ, прав в отношении коммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории России». В январе 2012 года Verulia подала в Роспатент заявки на регистрацию товарных знаков «Домодедово. Московский аэропорт» и «Domodedovo. Moscow airport». Компания Verulia, зарегистрированная на Кипре, с 2006 года фигурировала в отчетах «Ист Лайн» как посредник в предоставлении права на использование товарных знаков Домодедово. Кипрский офшор также назывался в числе кредиторов «Ист Лайна». Летом прошлого года Verulia была указана в ориентировке для оперативников Следственного комитета, ФСБ, МВД и Службы внешней разведки в рамках расследования уголовных дел по нарушениям в Домодедово. После январского теракта следователи искали бенефициаров аэропорта. Перерегистрация с Мэна на Кипр нацелена на упрощение корпоративной структуры, в том числе ее «очищение»: несомненно, это связано с возможной будущей продажей аэропорта, поясняет Гузей. Основными претендентами на аэропорт на данный момент являются совладельцы аэропорта Внуково, «Ренова» Виктора Вексельберга и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова. Компании претендуют на контрольный пакет акций. Но потенциальных покупателей не устраивает заявленная продавцом цена - $5,5 млрд, заметил источник, близкий к консультациям. Банки-организаторы IPO оценивали компанию, управляющую московским аэропортом, на уровне $3,5-7,5 млрд - такую оценку предложил Goldman Sachs (до 1 марта банк принимает заявки на покупку Домодедово). Претенденты на Домодедово оценивают активы не выше чем $3,5 млрд. По словам Гузея, при перерегистрации собственности на Кипре будущий покупатель актива будет иметь больше возможностей для проведения собственной оценки и выхода с встречным предложением по реализации сделки. «Кроме того, проведение сделки в рамках юрисдикций, связанных соглашениями об избежании двойного налогообложения (а Кипр имеет обширный список таких соглашений), может позволить решить ряд проблем, связанных с возможной излишней уплатой налога, - добавляет Гузей. - Выбор Кипра также может быть связан с тем, что его национальное законодательство предоставляет хорошие возможности для последующего структурирования актива». «Переоформление бизнеса с одного офшора на другой используется для упрощения корпоративной структуры», - говорит источник «Газеты.Ru», знакомый с ходом переговоров о продаже Домодедово. По его мнению, это может быть сделано «в целях безопасности или повышения прозрачности для кредиторов». Ранее Каменщик говорил, что в 2012 году планирует инвестировать в аэропорт около 18 млрд рублей (почти $600 млн). В середине января «Интерфакс» со ссылкой на источники в банковских кругах сообщил, что Домодедово может привлечь синдицированный кредит на $400-500 млн. Один из источников подчеркнул, что «сделка длится уже месяцев шесть», и пока лишь часть из участвующих банков получила одобрение кредитных комитетов. «Ситуация простая. Аэропорт выставлен на продажу, есть несколько кандидатов. Но это дело трех-шести месяцев, а деньги им нужны сейчас. Поэтому они привлекают кредит, чтобы потом заместить его из суммы сделки», - сказал тогда источник. Но источник в Домодедово говорил, что компания уже привлекла кредит на 165 млн евро для финансирования операционной деятельности и развитие инфраструктуры.
Автор: Алина Черноиванова
| |