|
Когда же наконец американцы снова полетят в космос на своих собственных кораблях? Похоже, что не раньше 2017 года.
Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) намерено привлечь по крайней мере ещё две частные американские компании для разработки и постройки низкоорбитальных «такси» - небольших пассажирских космических кораблей для доставки астронавтов на МКС.
Об этом во вторник, 7 февраля, заявил Эд Манго, руководитель программы Коммерческой доставки экипажей НАСА.
Ведомство планирует инвестировать от 300 до 500 млн долларов в каждую из фирм, которую оно выберет для заключения соответствующего партнёрского соглашения сроком на 21 месяц. Об этом г-н Манго проинформировал представителей аэрокосмической отрасли, собравшихся в Космическом центре Кеннеди.
После окончания программы космических шаттлов, не слишком хорошо спроектированных, а потому систематически аварийных, в пилотируемых полётах сложилась напряжённая ситуация. Прямо сейчас человека в космос могут вывести только Россия и Китай, причём с последним у США нет прямого космического сотрудничества. За каждый запуск астронавта Россия «заламывает» $60 млн, что в десятки раз превышает стоимость его веса золотом.
По условиям тендера, заявленного Эдом Манго, каждая из фирм-участниц до мая 2014 года закончит проектирование соответствующих кораблей, чтобы быть готовым к проведению их испытательных полётов. (Если, конечно, финансирование, которое будет к тому времени у НАСА, позволит предпринять что-нибудь подобное.) Спроектированные корабли должны достигать высоты в 370 км (орбита МКС), после чего быть в состоянии маневрировать в космосе и оставаться на орбите в течение трёх дней. Их минимальная пассажировместимость - четыре человека.
С 2010 года НАСА инвестировало $365,5 млн во все частные компании вместе взятые, из которых $130,9 млн досталось Boeing, $125,6 млн - Sierra Nevada Corp и всего $75 млн - SpaceX.
Boeing разрабатывает капсулу CST-100, Sierra Nevada - крылатый Dream Chaser, похожий на уменьшенный Space Shuttle. Оба аппарата планируется запускать на давно существующем Atlas 5. SpaceX - совсем другое дело. Его капсула - модернизированный пассажирский вариант уже разрабатываемого Dragon - будет выводиться собственным РН Falcon 9, уже летавшим в космос.
На 2012-2013 финансовый год у НАСА будет $406 млн на коммерческие разработки, причём в рамках упомянутого тендера может быть потрачено три четверти этой суммы.
«Если у нас будет несколько партнёров, мы думаем, что максимум, который сможем дать им, - это примерно по $400 млн на каждого», - заметил г-н Манго.
НАСА надеется, что практическое использование этих кораблей будет возможно около 2017 года.
Подготовлено по материалам Рейтер.
| |