|
Российские летчики просят защитить их от радиации. Во время полетов они получают значительные дозы облучения. Об этом стало известно в ходе специальных исследований, которые были проведены Профсоюзом летного состава. При этом годовую дозу облучения можно получить всего за 108 часов, утверждается в исследовании.
С комментариями для «Вестей ФМ» - пилот гражданской авиации, доктор технических наук Владимир Герасимов.
«Вести ФМ»: Владимир Терентьевич, о том, что пилоты получают повышенные дозы излучения, известно давно, но чтобы набрать годовую норму за 100 часов - нет ли здесь преувеличения?
Герасимов: Для того чтобы оспаривать научные заключения, нужно иметь какие-то основания. У меня таких оснований нет. Но вопрос в другом. Безусловно, радиация - это серьезный отрицательный фактор, но не только радиация действует на бедного летчика. А шумы, вибрация, пониженная влажность воздуха, пропускаемого через компрессор? Потом смотрите, через 2 часа полёта относительная влажность воздуха в кабине составляет всего 15-20% при норме 40-60. А при более длительных полетах она может достигать и 10%. Да здесь, кроме неприятных субъективных ощущений, таких как сухость в носоглотке, першение, раздражение слизистой оболочки глаз, повышенная жажда, всё это еще оказывает влияние на объективные показатели - функционирование сердечнососудистой системы, на дыхание, на выполнение отдельных элементов профессиональной деятельности. То есть происходит снижение у циркуляции крови, ухудшение кровоснабжения головного мозга, показателей двигательно-умственной работоспособности, а это, простите, уже безопасность полетов.
«Вести ФМ»: А что здесь можно сделать? Влажность-то, наверное, можно повысить.
Герасимов: Так более того, на многих самолетах стоят увлажнители воздуха, но они не используются из-за их низкого качества и откровенного нежелания этим заниматься. То есть это дополнительная система, ее нужно подзаряжать, ее нужно контролировать. То есть это все есть, но не выполняется. Более того, в погоне за экономией постоянно дорожающего авиатоплива конструкторы повышают степень двуконтурности двигателей, что породило еще одну проблему - инфразвук, который существенно влияет на иммунную систему человека. Это более серьезно. В результате влияния совокупности вот этих отрицательных факторов серьезно встала проблема утомляемости лётного состава, которую наши авиационные олигархи в упор не хотят видеть, а тем более - предвидеть. А авиационный мир обеспокоен и занимается этими проблемами.
«Вести ФМ»: То есть получается, что это только у нас так плохо все?
Герасимов: Конечно. Поэтому мы уже сейчас столкнулись с серьезным кадровым кризисом, о котором специалисты предупреждали еще 10 лет тому назад.
| |