|
Главным героем работ фотографа Владимира Мишукова стал Вячеслав Полунин. «Полнополуние» - так называется выставка фотографий известного клоуна на сцене и дома.
Растерянные клоунские взгляды, словно товарный знак Славы Полунина. Они свели с ума, заставили плакать, смеяться, а главное - смотреть, не отрываясь, весь мир. В особенности - русскоязычный. Вот и фотовыставка, посвященная величайшему, как его называют, клоуну эпохи, магнитом кого только не притянула.
«Мне кажется, что они внутри - где-то глубоко, как две речи под землей, они очень-очень сходятся вместе», - делится ощущениями музыкант Андрей Макаревич .
Юрий Норштейн, мультипликатор, считает: «Внутри клоуна спрятан Слава, внутри Славы - клоун. Такая матрешка - до конца не доберешься».
Кажется, фотограф и не думал добираться до конца. Для него вообще главное - не героя раскрыть, а получить удовольствие, хорошо провести время. Только так, говорит, появляется шанс показать настоящее. Даже самые, с виду, постановочные снимки рождались спонтанно.
Мишуков говорит, что, конечно же, это - взаимодействие: «Я же не мог заставить Славу лечь так или иначе. Мы просто долго-долго снимали, а он взял и рухнул. Вот в этом состоянии я его и снял».
Владимир Мишуков фотографировал вначале клоунский фестиваль «Конгресс дураков», потом предположил, что Полунин - сам себе фестиваль. Придумал подсмотреть один день жизни артиста, а день разросся до долгих месяцев и большого проекта, центр которого - легендарное «Сноу-шоу».
Закулисье. Уставший артист спит. Зал. Эмоции зрителей на финальных аплодисментах. Мишуков снимал не столько Полунина, сколько магический ореол вокруг и жизненный принцип в действии: «Смех - идеальное состояние человека».
Для Полунина, помимо реальности сценической, существует еще одна - природная. Клоун то выглядывает из-за поленьев, то плывет по реке, то дремлет на лугу. На выставке же его, кажется, вечный сказочный снегопад.
Над проектом «Полнополуние» Мишуков работал около двух лет и посвятил его 60-летию клоуна. На выставке нет истории - театра «Лицедеи», «Каравана мира» 1989 года, фестивалей «Бабы-дуры», московских уличных карнавалов 2001-го.
Нет в проекте и личной жизни - быта, семейных сцен и пикантных подробностей. Можно предположить, что подобной прозы в Полунине, живущем грандиозной детской мечтой, нет вовсе. Даже без грима он всегда кто-нибудь - то терпеливая Пенелопа за гобеленом, то просветленный индийский махатма.
| |