|
В России могут законодательно прописать ответственность банков, клиенты которых стали жертвами мошенников при операциях с пластиковыми картами.
Не исключено, что в законе будет определено, кто и в каких случаях может рассчитывать на возврат украденных денег. Подробнее корреспондент «Вестей ФМ» Борис Бейлин.
Бейлин: Количество мошеннических операций с пластиковыми картами постоянно растет. Только в России люди ежегодно теряют таким образом миллиарды рублей.
Стать жертвой жуликов можно, расплачиваясь карточкой в магазине или ресторане, снимая деньги в банкоматах или совершая покупки с помощью Интернета. Множество случаев, когда граждане на пластике писали ПИН-код. Потеря такой карточки неминуемо оборачивалась потерей денег.
Но далеко не всегда виноваты сами клиенты. Депутат Госдумы Анатолий Аксаков попросил Центробанк разработать специальный законопроект и определить, кто за что отвечает.
Аксаков: Необходимо четко прописать те случаи, когда ответственность за снятие средств мошенниками со счета клиента несет владелец карты. И ответственность банка, когда он небережно хранит информацию о счете клиента.
Бейлин: В определенных случаях, по мнению Аксакова, банк должен возместить клиентам потерянные средства.
Аксаков: Если транзакция была проведена, деньги были сняты со счета клиента, но сам клиент не проводил эту транзакцию и он докажет это, например, если он находился в другом месте в это время, или не ставил подпись на чеке, который предъявляется для подтверждения транзакции, то банк должен возместить клиенту потерянные деньги.
Бейлин: В законе не может быть механического разделения ответственности банка и клиента, пострадавшего от мошенничества. Это только бы спровоцировало жуликов, которые бы снимали деньги со своих счетов, а затем сваливали бы вину на неизвестных преступников, полагает финансовый омбудсмен Павел Медведев. По его словам, клиент банка для возврата денег должен сначала доказать, что он не причем.
Медведев: Если доказано, что гражданин не виноват, тогда банк должен нести ответственность потому, что тогда следует считать, что банк не предусмотрел всех возможностей жульничества.
Бейлин: В новом законе могли бы быть описаны условия, при которых обманутый клиент может рассчитывать на компенсацию, говорит президент Ассоциация российских банков Гарегин Тосунян. К примеру, для этого нужно быть подписанным на услугу СМС-информирования о любых операциях.
Тосунян: Если клиент получает сообщения о проведенных операциях, и он видит, что эта операция проведена не по его воле, он ставит об этом в известность банк, то ответственность ложится на банк. Если же клиент не удосужился это сделать, ответственность остается на клиенте.
Бейлин: Ну а пока такого закона нет, гражданам остается добиваться возврата денег только через суд. Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев такие процессы выигрывают банки.
| |