|
В столице до сих пор советской Беларуси городе-герое Минске прошел первый индустриальный мини-фестиваль с участием западного хедлайнера, в лице легенды почившего в бозе шведского лейбла Cold Meat Industry - проекта Deutsch Nepal
Звуки посетили это знаковое для республики, и как оказалось, отнюдь не подпольное мероприятие, что дало повод развеять некоторое накопившиеся околобелорусские мифы. Век №21, как известно - время ренессанса мифотворчества во всех сферах. Слухи о собакоголовых людях, женщинах с телом льва, марсианах в Обуховом переулке, и, конечно, демократии, которую будто бы снова была замечена где-то в районе Аризоны, рождаются, крепнут и обсуждаются с завидной частотой. И современная Белоруссия превосходит сегодня по количеству различных мифов о себе даже убитый на ее территории 20 лет назад Советский Союз.
Однако если еще недавно уровню этих страшных сказок приходилось удивляться, лишь находясь в Европе (так, достаточно образованные польские организаторы однажды, узнав, что следующий концерт мы играем в Минске, с горящими глазами начали искренне советовать нам не ехать в этот «оплот тоталитаризма»), то теперь этим грешат и жители России. Согласно этим мифам, например, президент Батька Лукашенко питается исключительно колбасой из человечьей крови, которую запивает густо сжиженным российским газом. А трогательному длинноволосому толстяку Ляпису Трубецкому на родине строго-настрого запрещено петь песню про курорт Евпатория, благодаря чему диски для поклонников его творчества приходится провозить меж подкладок новеньких валенок, которые в республике являются единственным легальным видом зимней обуви. Современный Минск, тем не менее, не может не радовать путешественника, который, как я, например, именно здесь решил посетить концерт уже несколько раз приезжавшего в Россию Лины, отца-основателя легендарного индустриального проекта Deutsch Nepal. Во-первых, само по себе событие обещало быть знаковым, и собрать в качестве разогрева практически всю тематическую сцену Беларуси. Во-вторых, цены на билеты концерта Лины в Минске раза в два дешевле, чем в Москве. А что вы хотите от города, где проезд в метро - о стыд и позор вам, правительства Москвы и Санкт-Петербурга! - стоит около пяти рублей на русские деньги? В третьих, побывать в замечательном Минске, с его чистыми улицами, приветливыми людьми, внимательной и вежливой милицией, и великолепным национальным художественным музеем - само по себе удовольствие. Плюс прибавьте ко всему этому чрезвычайно чуткое и чувствительное отношение любого, кто в душе хоть чутка филолог, к очаровательной и вечно твердой белорусской «ч». Организатором мини-фестиваля выступила редакция журнала «Stigmata, который, несмотря на "молодежно-альтернативное" название на протяжении долгих лет является ведущим изданием, посвященным музыке neo-folk, industrial, ambient, power-electronics, и прочих жанров современного искусства в их элитарно-идеологическом проявлении. Журнал и до этого был организатором нескольких концертов, которые, правда, были более нео-фолковыми. Кстати, Немецкий Непал приехал на концерт в Минск специально, а не по пути из Петербурга в Москву. Организация мероприятия сразу пришлась по вкусу - местный клуб, который предоставил для него сцену, оказался просторным помещением с активной концертной историей, доказательством чему были афиши скорых выступлений тут культовых дарк-металлистов Moonspell и политического рэпера Noise MC. Тем не менее, зал оказался явно велик для целевой белорусской аудитории Deutsch Nepal - посмотреть на легендарного шведа пришли лишь около полутора сотен человек. Выступать первыми выпала сомнительная честь прекрасному гомельскому проекту Svalbard. Сегодня это два человека, которые выпускают свою музыку в том числе на европейских лейблах, и являются лучшим (если, правда, не единственным) милитари-поп проектом на территории бывшего СССР. Несмотря на немалую историю и накопившуюся дискографию, организаторы явно недооценивают этих вполне себе "белорусских Derniere Volonte", которые исполняют яркий и энергичный материал, в котором среди англоязычных и германоязычных песен ярчайшими красками сияют произведения на родном языке, причем вполне себе патриотического содержания. Местный милитари-поп при этом отдает отголосками, вокальной манерой исполнения и даже мелодикой старой белорусской эстрады, что делает группу еще более неповторимой. Выступают ребята явно нечасто - это было видно и по некоторому волнению, и по тому, что двое участников - барабанщик и вокалист, который также активно бьет в напольный том, первую часть сета делили между собой барабанные палочки, пока коллеги из зала не передали на сцену второй комплект. Одним словом, концерт начался с самой динамичной, громкой и хитовой музыки этого вечера. Как выяснилось позже, Svalbard, например, оказалась единственной из участников концерта, которая понравилась самой симпатичной официантке клуба. Следом за ними на сцене оказались гости из Санкт-Петербурга, лихие арт-индустриальщики Cyclofillydea. Группа также существует не первый год, и успела выступить с многими музыкантами - от Ника Рокнрола до того же Deutsch Nepal, правда, у себя в Питере. Будучи свидетелем уже нескольких их безумных шоу, я в очередной раз отметил их профессионализм и изобретательность в музыке, которая, являясь далеко не самой простой, не отпускает с первого до последнего момента. Все в группе - сплошные контрасты. Музыкальный костяк - гитарист и мастер игры на ноут-буке - холодны и сосредоточены. Танцевальная шоу-группа (она появляется на сцене в разных шоу в различных сочетаниях) - наоборот, нацелена на публику и творит полнейшее индустриально-медицинское безумие. Если электронная часть их музыки холодна и ритуальна по своей сути, но гитара прямо таки бушует и надрывается, приправляя Порядок душистым и наваристым Хаосом. Традиции индустриальной культуры остаются в их творчестве сохранены все до единой - при этом группа имеет свое собственное лицо и шарм. А в выступлениях Cyclofillydea сквозит интеллект, "наслышенность" самыми разнообразными и странными музыками, какие только возможны в мировом авангарде, а также особая питерская ментальность, которая остается самой собой у групп, играющих совершенно различную музыку. Одним словом, коллектив прекрасно представил российскую сцену на мероприятии международного характера. Статусно приближенный к хэдлайнеру могилевский проект Udumbal, выступавший третьим, оказался случным, пластиковым и старомодным эмбиентом, в котором заявка на эзотеричность и ритуальность никак себя не оправдала. Показалось, что проект имеет куда больше отношения к блэк-метал сцене, активисты которой иногда любят позабавиться в подобных опытах производства "черного лаунджа". Их участие в мероприятии можно объяснить, пожалуй, только солидной историей проекта, который числится одним из ветеранов местной сцены - и желанием организаторов хоть как-то поддержать последнюю, отнюдь не изобилующую группами и музыкантами. Выход на сцену Deutsch Nepal, чьим единственным участником является Петер Андерссон, он же Лина Бэби Долл (Lina Baby Doll), или, как его иногда называют за милитаризм в облике и звуке, Генерал, можно назвать для Белоруссии моментом знаковым. Уже 20 лет он является предметом обожания, критики, а зачастую - и головной боли для организаторов концерта благодаря своей славе арт-алкоголика. Слегка поломавшись перед началом выступления, дождавшись скандирования массами названия проекта и, по традиции всех шведских индустриальных музыкантов, каких я видел, выставив перед собой на сцене запас алкоголя, этот удивительный музыкант начал творить свою магию, которую не всегда можно уловить на записях. ВТ привез в Минск как материал последнего, вышедшего недавно на литовском лейбле Autarkeia альбом Amygdala», который претендует на звание лучшего в его дискографии, так и проверенные милитари-эмбиетно-индустриальные хиты. Потребляя в ходе ритуальных индустриальных песнопений стопку за стопкой, Лина постепенно вгонял зал в настоящий транс. Плэй-стейшн, с которого музыкант выдает свои звуки, оказался вполне олдскульным аппаратом, в котором соединено множество элементов, включая кассетный магнитофон, с которого швед пускал излюбленные марши. С полуслова совершенно влюбив в себя аудиторию, Генерал все ближе приближался к публике, пока не сел на краю сцены, посылая готовых на все слушателей в бар за водкой, чокаясь с ними, и хором исполняя с народом свои произведения. Затем уже неуверенно стоящий на ногах маэстро решил сделать мастер-класс еще нагляднее, оставив фонограмму звучать, удалившись пить и общаться в бар, и оставив микрофон публике. Самые преданные фанаты с удовольствием орали в этот аппарат - сначала песни Deutsch Nepal, а затем просто что-то от фонаря. Иногда Лина, перестав выпивать и фотографироваться с поклонниками, возвращался на сцену, чтобы хрюкнуть что-то в микрофон, который, благодаря правильной реверберации, любую фразу превращал в «настоящий индастриал» - и снова уходил в народ. Таковое веселье продолжалось почти полчаса, после чего довольный и казалось бы, совершенно никакой музыкант утащил свой аппарат со сцены и помахав публике рукой. Однако уже несколько минут спустя, в гримерке, оказалось, что он вполне живой, и несмотря на огромный объем выпитого, контролировал всю ситуацию до конца. Алко-индустриальное шоу удалось, культ прозвучал и зафиксирован в памяти и истории. Служителей закона на концерте, несмотря на местами буйное поведение аудитории и артистов, замечено не было. Замечены же они оказались чуть позже. Последним запавшим в эмоциональную память событием той ночи стала встреча с инспектором ДПС, которые остановил наш таксомотор на пол пути к местному «чыгуначному вакзалу». Сидящие позади питерцы нервно заерзали: дорожная разборка могла обернуться опозданием их поезд. Человек в форме уже на подходе к машине и через закрытое еще стекло, издали, показал купюру серьезного достоинства. Россияне почти гордо переглянулись - а у нас-то не все так уж и плохо с поборами на дорогах! Однако произошедшее далее повергло в шок. Рыцарь ночных дорог, почти стеснительно козырнув, обратился к нашему водителю... с просьбой разменять крупную купюру. Видите ли, у штрафуемого метров за двадцать перед нами гражданина республики Беларусь мелких при себе не оказалось. А штрафуя в «оплоте тоталитаризма» принято давать сдачу... Ну как после этого не подумать, что Батька однозначно неравнодушен к military-industrial? И это несмотря на то, что диски «запрещенного» Ляписа таки продаются в Минске в любом музыкальном ларьке.
| |