|
В Израиле спасение одной жизни приравнено к спасению человечества
В Израиле остро стоит проблема жертвования органов погибших и умерших для спасения живых. По данным профессора Габриэля Гурмана, председателя Национальной комиссии по трансплантации, которое он высказал в интервью «Эхо», в стране только 10 процентов семей, потерявших своих близких, готовы пожертвовать их органы больным. Если учесть, что, например, в Чехии и Испании доля таких семей соответственно 20 и 30 процентов, то понятно, почему на Святой земле многие больные умирают, так и не дождавшись необходимого для трансплантации органа. По данным Израильского общества трансплантации, около 200 граждан каждый год уезжают за границу, чтобы получить донорский орган, в большинстве случаев почку. В еврейском государстве до недавнего времени была разрешена трансплантация органов, взятых только у родственников или анонимных доноров.
Сегодня донор может и не быть анонимным. Когда в феврале 2002 года палестинские террористы убили 16-летнюю Рахель Теллер, её родители пожертвовали органы погибшей дочери четырём израильтянам. Жанет Теллер, мать убитой, сказала: «Наша дочь погибла, но спасла жизнь другим людям». Захава Видер пожертвовала почку своего мужа Зеэва Видера, погибшего во время теракта в нетанийской гостинице «Парк», Айше Абу-Хадир, незнакомой ей крестьянке из арабской деревни Шуафат, недалеко от Иерусалима. Саид, сын Айши, растроганный поступком вдовы, сказал корреспонденту «Эхо»: «Мне трудно говорить на иврите, но могу уверить Захаву, что её благородный поступок наша семья никогда не забудет». Если учесть, что во время того теракта погиб не только муж Захавы, но и дочь Сиван, а также Ави Беккрман, жених другой дочери, то вполне можно утверждать, что благородство этой женщины не имеет границ. «Я уверена, что поступила правильно, - сказала Захава корреспонденту "Эхо", - мой муж помогал людям вне зависимости от их национальной или религиозной принадлежности».
Самый поразительный случай пересадки органов произошёл в мае 2006 года, когда 13-месячной израильтянке Агам Бен-Олд, страдающей редкой формой болезни Гиршпрунга, были трансплантированы сразу шесть органов - желудок, печень, толстая и тонкая кишка, поджелудочная железа и селезёнка. Болезнь Гиршпрунга - врождённое заболевание, характеризующееся дефицитом или даже полным отсутствием нервных сплетений в стенке кишечника, необходимых для его перистальтики. Лечение болезни Гиршпрунга заключается в оперативном удалении поражённого участка. Однако Агам страдала редкой фор мой этого заболевания, при которой затронуты были толстый и тонкий кишечник. Её кормили только путём инъекций, последствием которых и стали поражения печени, селезёнки и поджелудочной железы. Без пересадки органов жизнь Агам продлилась бы совсем недолго. Донором органов для трансплантации стал младенец, скончавшийся в шестимесячном возрасте. Через две недели Агам впервые смогла самостоятельно принимать пищу.
Доктор Даниэль Шперлинг из Юридического колледжа в Нетании провёл исследование причин отказа семей пожертвовать органы усопшего близкого родственника. По мнению Шперлинга, люди опасаются, что в таком случае душа умершего не упокоится на том свете. И это ещё не всё. Многие семьи, категорически возразившие против изымания органов из тел умерших родственников и трансплантации в тела живых людей, пугают себя фантастическими картинами «греховного взаимодействия изъятого органа с душой принявшего их человека».
Однако важно заметить, что ни христианство, ни ислам, ни иудаизм не осуждают трансплантацию. Более того, в «Основах социальной концепции Русской православной церкви» утверждается, что «согласие на изъятие органа из тела умершего для спасения человеческой жизни следует рассматривать как проявление любви и сострадания». Мусульманские учёные впервые заявили о поддержке трансплантации ещё в апреле 1969 года на Международном исламском конгрессе в Малайзии. В Коране спасение жизни одного человека приравнено к спасению всего человечества. Хотя иудаизм в принципе против каких-либо операций на мёртвом теле, из этого правила есть исключение: если те или иные органы умершего могут спасти жизнь больного человека, трансплантация допустима.
Профессор Амос Шапиро, заведующий кафедрой законодательства и этики в биомедицине Тель-Авивского университета, считает совершенно неприемлемой торговлю органами. Также недопустимо, на его взгляд, искусственное продление жизни агонизирующего человека только для того, чтобы иметь возможность воспользоваться его органами. Нельзя брать органы у живого человека, даже если он находится в коме или агонии. Между тем, доктор Йонатан Коэн, координатор программы по поощрению пожертвований органов, одновременно занимающий и пост заместителя главного врача отделения интенсивной терапии больницы «Бейлинсон», призвал иудейских, христианских и мусульманских религиозных авторитетов однозначно выступить в поддержку донорства органов.
| |