О перспективах и проблемах одного из лучших цирков России рассказывает заместитель директора цирка Сергей Маминов
Владивосток, 10 февраля, PrimaMedia.
Владивостокский цирк, расположенный в одном из самых заметных и посещаемых зданий города, оказался ни внешне, ни внутренне не готов к саммиту АТЭС, потому что до настоящего не решен вопрос о выделении необходимых средств на ремонт и реконструкцию цирка. Об этом корр. РИА PrimaMedia сказал заместитель директора цирка Сергей Маминов.
- Сергей Михайлович, насколько востребовано сегодня цирковое искусство во Владивостоке?
- Работа цирка касается каждой семьи города, где есть дети. К примеру, в театр или кинотеатр ходят в основном взрослые.
А здесь, на цирковом представлении, обязательно сидят рядом взрослые и дети, большой человек и маленький совместно переживают происходящее не сцене, потому что цирк - это общение, которое ничем не заменишь.
Порой можно заметить, что родители больше внимания уделяют не самому представлению, а тем эмоциям, которые выражают их дети. Обмен эмоциями продолжается и после представления, по пути домой. Все это очень важно для воспитания подрастающего поколения горожан.
- Имеет ли деятельность цирка какое-либо международное значение?
- Цирк - это прекрасная площадка для международного культурного обмена, что особенно актуально сегодня для Владивостока, который становится центром азиатской части России и центром международного сотрудничества.
Если здание цирка привести в порядок, то сюда смогут приезжать зарубежные артисты из Китая, Канады, Индии, Вьетнама, других стран чтобы показывать свои блестящие, всемирно известные номера, потому что здесь, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, расположены известнейшие цирковые школы самых разных направлений.
Участники гастролей увидят, что Дальний Восток, при всей сложности развития экономики страны, не заброшен, что уделяется внимании культурному развитию региона. Но для этого надо, чтобы здание цирка полностью соответствовало международным стандартам, чтобы во время представлений артисты могли использовать качественное световое и звуковое оборудование, совершенное техническое оснащение. К сожалению, сегодня этого нет, и по этой причине наш цирк не может принимать не только зарубежные, но и некоторые российские коллективы. Финансирование выделяется только на текущую деятельность, и все, что сейчас есть в цирке, держится за счет энтузиазма трудоспособного, ответственного и любящего свое дело трудового коллектива. Именно они, несмотря на существующие проблемы, обеспечивают показ цирковых программ и несут радость искусства нашим зрителям.
- Что же мешает проведению ремонта?
- Цирку необходим не просто ремонт, а масштабная реконструкция здания. У муниципальных и региональных властей нет полномочий выделять средства на содержание или ремонт цирка. На сегодняшний день мы являемся одним из 42 филиалов Росгосцирка и решение этого вопроса зависит от федерального центра.
Вся документация на ремонт и реконструкцию цирка подготовлена и направлена в Росгосцирк. В свою очередь, Росгосцирк согласовал этот вопрос с Министерством культуры и направил документы в Минэкономразвития. Именно там должны согласовать финансовый план на выделение денег. Но они почему-то не согласовывают бумаги без объяснения причин.
Между нами, Росгосцирком и Минкультуры есть полное взаимопонимание, Росгосцирк готов выделить определенные дотации, но этого не хватит, нужны вложения государственных средств. Подача заявок на реконструкцию началось с 2006 года, и с этого времени мы ежегодно подавали данные и обновляли их.
- Является ли здание нашего цирка в чем-либо уникальным, или это типовой проект?
- У нас уникальный цирк, построенный по суперпроекту, таких в стране мало, а, может быть, и вообще нет. И по обзору, и по акустике наш цирк не хуже, а лучше других. В свое время он имел уникальные возможности, например, шесть рядов для зрителей возле сцены можно было трансформировать и превращать арену в сцену, пригодную для размещения хора и оркестра из 200 человек. Но такая техническая возможность утрачена из-за старения оборудования.
В свое время у цирка была своя гостиница, которую в 90-е годы «умельцы» ловко списали и украли. По этой причине приехавшие на гастроли артисты вынуждены жить прямо в гримуборных, хотя цирк не предназначен для жилья.
Определенные неудобства испытывают персонал по уходу за животными, которым порой приходится работать в стесненных условиях. И в России и за рубежом есть программы с большим количеством животных, которые мы не принимаем, потому что не можем разместить их в наших помещениях. Поэтому мы говорим о реконструкции, а не просто о ремонте фасада, чтобы можно было восстановить все это.
- А какова ситуация с ремонтом цирков в других городах России?
- В стране реконструирован ряд цирков, в том числе в Нижнем Новгороде, Астрахани, Твери, на очереди Пенза, вложены колоссальные деньги. А Сочинский и Владивостокский цирки почему-то выпали из этого списка. Причем, если у Сочи еще есть время «исправиться» до Олимпиады, то мы к форуму АТЭС кардинально уже ничего изменить не сможем.
- Может быть, нужно передать цирк местным властям ил частному владельцу, которые быстрее решат проблемы, чем центральная власть?
- Иногда заходят разговоры об этом, и местные власти не против взять здание цирка под управление региона или муниципалитета. Но это непростой вопрос. С одной стороны, региональным властям было бы проще поддерживать его в нормальном состоянии. Но, с другой стороны, цирк входит в это единую систему, на которой в свое время выросла вся российская цирковая школа, и может в результате смены собственника выпасть из единого культурного циркового пространства в России.
- В ходе подготовки к саммиту АТЭС предполагалось проведение циркового фестиваля на острове Русском. Эта идея будет реализована?
- В ходе подготовки к саммиту АТЭС в Минкультуры и Росгосцирке родилась идея приурочить к международному форуму шапито-фестиваль циркового искусства на острове Русском в качестве культурной составляющей саммита. А в дальнейшем предполагалось раз в два года проводить во Владивостоке биеналле циркового искусства. Это очень хорошая идея, и она еще не потеряла своей актуальности.
Международное биеннале циркового искусства могло бы стать одним из самых значимых событий в культурной жизни города. Есть же у нас кинофестиваль «Меридианы Тихого», нас это радует, нам это нравиться.
А цирковое биеналле - это совершено другой фестиваль, яркий, зрелищный, когда артисты просто бродят по городу в своих ярких костюмах и дарят жителям Владивостока ощущение праздника и полноты жизни. Это еще раз подчеркнет, насколько цирк нужен и важен для города. Кроме того, язык цирка не нуждается в переводе, это часть народной дипломатии, с помощью которой наш город станет ближе к своим соседям по Азиатско-Тихоокеанскому региону.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, цирк во Владивостоке нуждается в реконструкции и ремонте. Ветераны города даже обратились к премьер-министру РФ с просьбой содействовать в реконструкции уникального объекта.