|
Наш корреспондент побывал в роли главного метеоролога Олимпиады.
«Советский спорт» продолжает тестировать объекты сочинской Олимпиады (см. №№ 17В, 17, 18, 19. - Прим. ред.). Наш спецкор уже поработал строителем, волонтером, хронометристом и помощником режиссера. Перед вами - очередная серия акции «Испытано на себе».
«ОБЛАКА ТРЕНИРОВКАМ НЕ ПОМЕШАЮТ»
Метеоофис в "Роза Хутор", где в эти выходные пройдет первый в российской истории этап Кубка мира по горным лыжам, обосновался на высоте 940 метров над уровнем моря. Прямо у финиша трассы. Здесь не видно термометров и флюгеров. Только компьютеры, на которые с многочисленных метеодатчиков в горах поступает информация. Данные обрабатываются и заносятся в простую понятную таблицу. Тут сила ветра и его порывы (максимальный за последние дни составлял порядка 10 метров в секунду), почасовая температура и возможные осадки. В общем, все, что необходимо знать спортсменам, тренерам и сервисменам.
Сажусь за компьютер и наблюдаю на графике за изменением показателей.
- Смотрите, любопытная деталь, - указывают мне коллеги на показатели с разных метеодатчиков. - Вот сейчас в районе старта (высота 2200 метров) -14 градусов, ветер около 5 метров в секунду. А на финише (940 м) - -7 и никакого ветра. За час работы, кстати, становится на полтора градуса теплее. Солнышко выглянуло. Зато никуда не уходят облака, которые, будто в засаде, зависли возле склона. Моему сегодняшнему шефу - заместителю директора Гидрометцентра России, заслуженному метеорологу страны и главному метеорологу Игр в Сочи Валерию Лукьянову - звонит директор соревнований с вопросом о возможном переносе официальных тренировок. «Не нужно переносить, все будет хорошо, облака не помешают», - спокойно отвечает Валерий Иванович, разглядывая небо.
ХОРОШУЮ ПОГОДУ ОБЕСПЕЧИЛ
- У вас самолеты, что ли, на изготовке стоят? - наивно интересуюсь я. А что, для Москвы разгон облаков - дело обычное. - Здесь так нельзя, - улыбается опытный метеоролог. - Это в Москве нет проблем. А тут миллион нюансов. Даже политический - совсем рядом ведь граница с Абхазией. Плюс сложный рельеф, непростые процессы, формирующие погоду. Вот вчера на финише было солнце, на старте - небольшой снег, а в середине трассы - снегопад. Биатлонный стадион и вовсе был закрыт туманом, пришлось отменить мужской спринт... - Этот момент мы, кстати, упустили, - признается Лукьянов. - Но нужно понимать, что это не туман, а низкие облака. Да, мы давали в прогнозе облачность с осадками. Но не думали, что эти самые облака будут формироваться именно на той высоте, где находится лыжно-биатлонный комплекс. Собственно, для этого и нужны тестовые соревнования. Мы вникаем в то, что нужно спортсменам, тренерам, организаторам, чтобы потом удовлетворить все их потребности.
Продолжаем сводить данные в единую таблицу прогноза, которую вечером на собрании получат все капитаны сборных. Параллельно узнаю, почему так часто обычные люди негодуют по поводу недостоверных сведений о погоде. Теперь могу дать совет - не смотрите, что будет на улице через две недели. Оказывается, сегодня наиболее устойчивый прогноз во всем мире дается на 5-6 суток. А 100‑процентной точности пока вообще не существует. К примеру, точность суточного прогноза - 92-94 процента, на вторые-третьи сутки - 88-90 процентов, а на 4-6‑е сутки - уже лишь 80 процентов. Рассказывают и о том, что непосредственно на Олимпиаде будет задействовано около 50 метеорологов. Сейчас выстраивается громадная система отслеживания погоды во время Игр, включающая в себя все структуры, начиная от Гидрометцентра страны и заканчивая локальными центрами на каждом из спортивных объектов. Наконец мы распечатываем прогноз на ближайшие сутки. Спортсмены могут быть довольны - погода, тьфу-тьфу-тьфу (все-таки 6-8 процентов погрешности существует), близка к идеальной: -5-6 градусов, солнце, возможны небольшие осадки, но на старты они не должны повлиять. Пользуйтесь, Боде Миллеры и Ивицы Костеличи!
| |