В Башкирии за последние два года услугами суррогатного материнства по официальным данным воспользовались 10 супружеских пар. Об этом на пресс-конференции в редакции газеты «Комсомольская правда» сказал главный акушер-гинеколог Министерства здравоохранения РБ Александр Афанасьев. На учете в Республиканском перинатальном центре стоят около 20 пар, которые хотят воспользоваться данной услугой.
Однако, как заметил Александр Афанасьев, точной статистики нет. Это объясняется тем, что, как правило, биологические родители не афишируют тот факт, что их ребёнка вынашивала (вынашивает) суррогатная мать.
Он также добавил, что довольно долго суррогатное материнство в нашей стране существовало фактически вне правового поля. Договоры между мамой-донором и биологическими родителями заключались, что называется, на доверительных отношениях, что зачастую приводило к юридическим и этическим сложностям.
Правовые недоработки в части суррогатного материнство призван решить новый закон об охране здоровья граждан РФ, который вступил в действие с 1 января этого года.
- Становление и принятие этого закона шло достаточно долго и сложно, в его формировании участвовала общественность, медики, экономисты. Всенародное обсуждение продолжалось больше года, - пояснил Александр Афанасьев. - Основные права и обязанности сторон, подписавших договор о вынашивании ребенка, обозначены в нем в статье 55 «Применение вспомогательных репродуктивных технологий». Теперь суррогатное материнство сопоставимо с Гражданским кодексом, Кодексом о семье, где говорится совершенно четко и ясно, что суррогатное материнство разрешается.
Правда, биологические родители становятся законными только после регистрации их как родителей этого конкретного ребенка.
- То есть от момента рождения до регистрации у биологических родителей прав на этого ребенка нет. Теоретически, если суррогатная мама решит оставить ребенка себе, то нет никаких юридических способов вернуть этого ребенка генетическим родителям - суд будет на стороне суррогатной мамы, - пояснил главный акушер-гинеколог.
По словам Александра Афанасьева воспользоваться услугами суррогатной мамы могут пары, как состоящие, так и не состоящие в официальном браке, а также одинокие женщины: раньше генетические родители, не состоящие в браке, могли зарегистрировать ребенка лишь через суд.
- Закон четко определяет, что программой суррогатного материнства можно воспользоваться только по медицинским показателям, а также говорит о том, что суррогатная мама не может одновременно быть донором генетического материала (яйцеклетки), - подчеркнул главный акушер-гинеколог. -Суррогатной мамой может быть женщина в возрасте от 20 до 35 лет, имеющая одного своего здорового ребенка. Она должна обладать хорошим общим и репродуктивным здоровьем.
- Это должна быть психически здоровая женщина, не алкогольно и наркозависимая и так далее, - уточнил Александр Александрович, заметив, что ограничений по гражданству либо национальности нет.
Говоря о финансовом аспекте суррогатного материнства Александр Афанасьев сказал, что он регулируется не вышеназванным законом, а общими гражданско-правовыми нормами и заключенными соглашениями между суррогатной мамой и генетическими родителями. По его словам, размер и порядок выплат различен и является предметом индивидуальных договоренностей.
- Хотя в некоторых странах, к примеру, в Англии разрешено лишь некоммерческое суррогатное материнство, то есть женщине запрещается извлекать из этого какую-то выгоду, - подчеркнул Афанасьев. - Так, в Великобритании компенсация за вынашивание чужого ребенка не может превышать 10 тысяч фунтов стерлингов: эта сумму она может потратить на свои личные нужды, на питание, одежду, оплату няни для собственных детей, транспортные расходы и т.д.
Александр Афанасьев считает, что суррогатное материнств будет развиваться, потому что для определенного контингента женщин услуги суррогатной мамы - последняя надежда стать родителями собственного малыша. «Вопрос в другом - насколько экономическая сторона позволит развить это направление», - добавил он.
Новости для всей семьи