|
На Шаляпинском фестивале состоялась премьера оперы Родиона Щедрина.
(KZN.RU, 15 февраля, Ольга Герцева). Вчера на Шаляпинском фестивале состоялась долгожданная премьера оперы «Очарованный странник» Родиона Щедрина. Чтобы показать ее казанцам, из Мариинского театра Санкт-Петербурга приехали не только солисты и музыкальный руководитель, но и артисты хора и оркестра. За дирижерским пультом был сам маэстро Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра и главный дирижер Лондонского симфонического оркестра. Для Казани и для Шаляпинского фестиваля современная опера, мировая премьера которой в концертном исполнении состоялась в 2002 году, в новинку. Именно поэтому к событию казанцы проявили большой интерес, театр был полон. Либретто оперы основано на произведении Николая Лескова: послушник Валаамского монастыря Иван Флягин вспоминает о своей жизни, о том, как нечаянно убил в детстве монаха, за что получил от Бога наказание много раз погибать и ни разу не погибнуть. Родион Щедрин изначально написал «Очарованного странника» для концертного исполнения. В опере всего три солиста, которые одновременно исполняют партии нескольких действующих лиц. Помимо этого, большую роль в произведении играют хор и оркестр. Музыкальная составляющая произведения вчера была безукоризненной: самый взыскательный слушатель остался бы доволен слаженностью и искусностью работы оркестра, хора и солистов под управлением Гергиева. «Очарованный странник» - редкий в оперном искусстве случай, когда хор находится в нераздельном взаимодействии с солистами, становится в музыкальном смысле действующим лицом. Именно хору в основном принадлежит создание соответствующей атмосферы в той или иной картине оперы. Солисты же в «Очарованном страннике» не только исполняют традиционные оперные партии, но и заикаются, вздыхают, кричат. В этом смысле необычайно талантливо выступил Андрей Попов, который исполняет и засеченного монаха, и князя, и магнетизера, и старика в лесу, каждый раз перевоплощаясь с помощью артистического таланта и вокальных особенностей роли. В театральном варианте опера «Очарованный странник» была поставлена только в 2008 году в Мариинском театре. Постановка - это фактическое отсутствие декораций и введение в представление миманса, который исполняет роли монахов, цыган, татар. Согласно либретто действие происходит в разных местах, однако на сцене зритель все время видит только деревянную крестообразную платформу с сухими камышами, в которых бродят герои. В отличие от классической оперы, «Очарованный странник» начинается не с увертюры, а с выхода на крестообразную деревянную платформу с камышами монахов. Они сонно двигаются в полной тишине. Через несколько минут вступает оркестр, но действию так и не удается набрать хоть какую-то динамику. Все протекает медленно и томно, приходя в диссонанс с замыслом композитора, который задумывал «Очарованного странника» как страстное, стремительное музыкальное действо. Таким оно бы и стало, если бы опера была представлена «для концертной сцены для трех солистов, хора и оркестра», как и была написана Щедриным. Но движение музыки разбилось о подчеркнуто скупую, статичную сценографию. Полтора часа представления «Очарованного странника» - совсем немного по сравнению с трехчасовыми классическими операми - утомили зрителя. Артисты еще находились на сцене, а люди уже начали покидать театр. Создалось ощущение, что они сделали бы это и раньше, если бы в «Очарованном страннике» был антракт...
| |