|
В руках иранских военных оказался неповреждённый экземпляр сверхсекретного беспилотника RQ-170 Sentinel - «Часовой»
Тегеран надеется скопировать сбитый беспилотник США Неприятный новогодний сюрприз преподнёс Вашингтону Тегеран. В руках иранских военных оказался неповреждённый экземпляр сверхсекретного беспилотника RQ-170 Sentinel - «Часовой». Недавно в западной прессе появились сенсационные материалы, согласно которым иранские средства радиоэлектронной борьбы его вовсе не сбивали, а посадили, используя для этого комплекс «Автобаза», поставленный Исламской республике Россией. Пентагон сначала заявил, что связь с RQ-170 Sentinel была утрачена по неизвестным причинам. Но не над Ираном, а якобы над западным Афганистаном.
Именно там этот беспилотник - в войсках его ещё называют дроном, в переводе с английского «шершень», - был замечен впервые в районе Кандагара. Но до конца 2009 года американцы не признавали даже самого факта его существования, настолько он был засекречен. «Часовой» - трудноуловимый беспилотный летательный аппарат с богатым набором возможностей. По форме он похож на гигантское крыло, примерно так же, как бомбардировщик-стелс B2.
Известно, что этот БПЛА ранее использовался в ряде особо важных операций: наблюдение за убежищем Бен-Ладена в Абботтабаде в 2007 году, операция по его ликвидации в Пакистане в 2011-м. По сообщению агентства NBC, в Иране этот дрон использовался ЦРУ для сбора информации об объектах местной ядерной программы.
Пентагон очень надеялся, что в руки иранских военных попали только обломки «зверя», по которым невозможно вычислить его характеристики. Но из обнародованной Ираном короткой видеозаписи стало ясно, что аппарат не получил каких-либо внешних повреждений и уже изучается местными военными инженерами. В подтверждение этого были озвучены и отдельные параметры аппарата. В частности, сообщалось, что RQ-170 оснащён новейшими системами наблюдения, электронной связи и радиолокации. И может быть использован для сбора самых разнообразных разведданных: получения фотоснимков высокого разрешения, замеров радиационного фона и проб воздуха.
Чуть позже Тегеран ещё более омрачил настроение Вашингтона, сообщив, что иранские военные собираются раскодировать «Часового», скопировать и усовершенствовать его в рамках собственной программы по разработке беспилотных летательных аппаратов. Судя по последним сообщениям, в этом они уже достигли определённых успехов. Возвращать трофей в США, чего потребовал Вашингтон, Иран не намерен. Позже государственное радио Ирана сообщило, что Тегеран готов уступить требованию США и передать американцам сверхсекретный RQ-170 Sentinel, но с одной оговоркой - беспилотник будет уменьшенной копией.
Модель в масштабе 1:80 отправится в Вашингтон в качестве ответа на официальный запрос США, в котором американцы потребовали вернуть их собственность. Аналогичные дроны будут доступны не только руководству США, но и любому иранцу: уже планируется наладить производство игрушек, которые будут продаваться по цене четыре доллара за штуку.
Вся эта история наделала в США много шума. Как пишет газета The Wall Street Journal, чтобы не допустить попадания секретных технологий к иранцам, горячие головы в Пентагоне предлагали задействовать группу спецназа для эвакуации или уничтожения наиболее ценного оборудования.
Альтернативный вариант предполагал уничтожение «Часового» с помощью точечного бомбового удара. Силовой вариант особенно часто стал обсуждаться в Пентагоне после появления сообщений, что якобы российские и китайские специалисты уже обратились к властям Ирана с просьбой допустить их к трофейному аппарату.
В конечном итоге победила точка зрения более реально мыслящих политиков и генералов. Они прекрасно понимали, что Тегеран может расценить вторжение «зелёных беретов» как начало боевых действий, со всеми вытекающими последствиями.
Поэтому было решено, что лучше всего не привлекать внимания к самолёту, который, как гласили первоначальные данные военных, разбился в отдалённом районе и, вероятнее всего, никогда не будет обнаружен. Однако дальнейшие события убедили многих экспертов, что в распоряжение Тегерана действительно попал практически неповреждённый образец самого засекреченного американского самолёта-разведчика. Более того, некоторые из них предположили, что иранцы смогли его самостоятельно приземлить. Ведь при внимательном изучении кадров, полученных из Ирана, на «Часовом» не видно даже малейшей вмятины.
По мнению известного российского военного аналитика Владислава Шурыгина, у беспилотников есть ахиллесова пята - необходимость постоянного обмена информацией с наземными пунктами управления. Большой объём передаваемых данных требует достаточно «толстых» каналов радиосвязи. А для них практически невозможно обеспечить высокий уровень надёжности. И их можно без труда попросту забить помехами. Но это ещё не все неприятности, которые могут ожидать подобные аппараты.
Технически возможно взломать шифрованный сигнал, передаваемый с наземных станций в системы управления дрона, после чего его заглушить и передать на беспилотник новые команды уже со своего наземного источника. Американцы, правда, всячески опровергают эту версию, настаивая на том, что аппарат упал из-за неисправности. Ссылаются при этом как на антирадарные свойства аппарата, так и на особую защищённость программы управления. Издание Flightglobal выдвинуло сенсационное предположение, что иранцы могли использовать в операции против RQ-170 полученный не так давно от России комплекс радиотехнической разведки 1Л222 «Автобаза».
При этом журналисты сослались на заявление заместителя директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константина Бирюлина. По его словам, Россия в рамках военно-технического сотрудничества действительно поставила в Иран средства радиоэлектронной борьбы типа «Автобаза» и ведёт переговоры о поставке очередной партии оборудования. Напомним, подобные средства являются оборонительными системами и не подпадают под санкции ООН.
Как утверждают специалисты, «Автобаза» может только перехватить сигнал, получить с него информацию, словно радиослушатель с приёмника. А для того чтобы вклиниться в систему и получить контроль над управлением, нужно передать сигнал на борт этого аппарата, чтобы он как минимум вошёл в режим аварийной посадки. А для этого нужен специальный передатчик. То есть сама станция в том виде, в каком она производится, не может получить контроль над беспилотником и посадить его.
Возможно, в Иран поступил некий модернизированный вариант «Автобазы». По мнению ряда экспертов, именно мощные помехи могли стать причиной сбоя в работе программы, которая должна была возвратить «Часового» домой после потери управляющего сигнала. А программа спасения должна была довольно мягко посадить его после выработки топлива.
Что касается управляющего сигнала, то спутниковые станции GPS, на основе которых он вырабатывается, находятся на орбите по 15 лет и технологии их блокировки давно освоены. А вот перехватить управление БПЛА, если канал закодирован, до сего времени считалось практически невозможным.
| |