|
Тегеран готов возобновить с Евросоюзом переговоры по своей ядерной программе. В Брюсселе уже получили соответствующее послание. В то же время, Иран продемонстрировал топливные стержни собственного производства и объявил о запуске новых центрифуг. Запад по-прежнему подозревает Тегеран в стремлении получить ядерную бомбу, а Израиль уже обвинил власти Ирана в международном терроризме.
Топливные стержни иранского производства были сделаны впервые. Их загружают в реактор в исследовательском центре в Тегеране, и за этим процессом следит президент Ирана Махмуд Ахмадинежда. Одновременно в Натанзе на предприятии по обогащению урана были введены в эксплуатацию новые центрифуги - в три раза мощнее прежних. Теперь ядерное топливо Иран будет производить самостоятельно, и программа освоения атома вступает там в новую стадию.
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил: «Запад стремится сохранить монополию на передовые технологии, чтобы продлить свое господство. Это одно из самых серьезных преступлений против человечества в длинном списке многочисленных злодеяний».
Реакция не заставила себя долго ждать. Официальный представитель МИД Франции Ромэн Надаль заявил: «Эта страна предпочитает делать заявления, которые противоречат стремлению к сотрудничеству. Эти сообщения представляют дополнительный повод для беспокойства для международного сообщества»
Чем больше буксуют переговоры по иранской ядерной проблеме, тем ближе Тегеран к технологии по созданию атомного оружия. По мнению экспертов, время идет уже даже не на годы - речь о 9-12 месяцах. Хотя доказательств того, что именно ядерное оружие - конечная цель иранских властей, как не было, так и нет.
Иранские власти отправили в МАГАТЭ новое предложение о переговорах. Позиция России в этой ситуации неизменна. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил: «Мы считаем необходимым избегать того, что может подорвать сотрудничество между МАГАТЭ и Ираном. Российская сторона хотела бы, чтобы иранцы ответили на вопросы, которые ставит МАГАТЭ».
Но встреч по иранскому атому в обозримом будущем явно не предвидится. Запад требует от Ахмадинежада больших уступок, прежде чем вообще начать о чем-то говорить. Иран же тем больше теряет интерес к переговорам, чем больше делает успехов в освоении атома.
И именно на таком фоне Вашингтон перебрасывает к границам Ирана внушительную боевую силу. В Персидском заливе уже сейчас два авианосца ВМС США, крейсеры, эсминцы и подлодки. На борту судов - 300 крылатых ракет «Томагавк». Еще одну авианосную ударную группу ждут в апреле. Ранее в СМИ появлялась информация о том, что на одну из американских баз в Индийском океане завезены бетонобойные бомбы, а Вашингтон ведет переговоры с Азербайджаном о предоставлении США территории и инфраструктуры для создания военных баз.
Наконец, Израиль открыто обвинил Иран в терроризме. Тель-Авив считает, что именно Тегеран стоит за взрывами в Бангкоке и Дели и сорванной атаки в Тбилиси. Министр обороны Израиля Эхуд Барак заявил: «Мы столкнулись с терроризмом. Атаки осуществляют Хезболла и Иран. Бангкок, Дели, Тбилиси - эти атаки на израильских дипломатов говорят сами за себя. Это нарушение законов, преступление нации против нации».
То есть, получается, что Израиль - один из самых ярых сторонников идеи военного вторжения и разрушения ядерной инфраструктуры Ирана - оставляет за собой право на ответный удар. Точно так же было в начале второй Ливанской войны 2006 года, и так это происходит каждый раз после вылазок палестинских террористов. Только на этот раз масштабы будут другими.
В Израиле усиленные тренировки, наряду с сухопутными войсками, проводят авиация и войска ПВО. Появились сообщения о том, что глава МОССАД тайно приезжал в США, чтобы узнать, как поведет себя Вашингтон в случае, если Тель-Авив первым нанесет удар по Ирану. Вроде бы, американская администрация от этой идеи Израиль пытается отговорить, хотя принципиальных разногласий между двумя союзниками по Ирану не было никогда.
| |