|
Уже почти год как кризис в Сирии остается одной из главных тем в средствах массовой информации и международных организациях.
На сегодня картина в стране такова: число жертв столкновений превысило названные ООН пять тысяч, в стране во все новых городах ежедневно происходят взрывы, армия обстреливает и бомбардирует жилые кварталы Хомса, Хамы, Алеппо и других крупных городов.
Пока власти страны заняты борьбой против вооруженной оппозиции, страны региона и ведущие державы мира ломают голову над тем, как разрешить затянувшийся кризис.
Так, «друзья Сирии» - государства, стремящиеся достичь международного соглашения для прекращения насилия в этой стране, соберутся в очередной раз в столице Туниса для обсуждения вопроса о размещении миротворческих сил ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) в Сирии. Как сообщил ранее Trend советник президента Турции Эршад Хурмюзлю, данная инициатива принадлежит именно Турции, и изначально планировалось проведение этой встречи в Стамбуле.
Турция, с первого дня выступавшая против насилия в Сирии, в последнее время заняла жесткую позицию в отношении режима Башара Асада. В частности, премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган назвал происходящее в Сирии массовым убийством и обвинил в этом президента Асада.
Не менее жесткую позицию занимает Саудовская Аравия. Глава МИД королевства Сауд Аль-Фейсал на заседании ЛАГ по сирийской проблеме призвал страны региона перейти к тесным контактам с сирийской оппозицией и «оказывать ей всяческую политическую и материальную поддержку».
А король Саудовской Аравии заявил, что вето, наложенное Россией и Китаем на проект Совбеза ООН по Сирии, пошатнуло доверие к этой организации.
То, что именно Саудовская Аравия предложила перейти от слов к делу, не удивляет. Эр-Рияд как никто другой в регионе заинтересован в падении режима алавита Асада, пользующегося поддержкой Ирана.
В то же время Россия и Китай - постоянные члены Совбеза ООН - все еще верят обещаниям Асада о проведении реформ и борьбе с террором и отказываются дать согласие на принятие резолюции по Сирии.
Поддержку Россией Сирии можно объяснить давними партнерскими связями. Дамаск является одним из крупнейших импортеров российской военной техники и оружия. А в сирийском Тартусе, крупнейшем средиземноморском порту, расположена база российского ВМФ, которая имеет большое значение и для российской внешней разведки.
Китай же, который нельзя назвать ведущим союзником Сирии, является партнером Ирана, как в энергетической, так и торговой сфере. Таким образом, Пекин, блокируя резолюцию по Сирии в СБ ООН, скорее всего, пытался поддержать позицию Ирана в сирийском вопросе.
Однако стоит обратить внимание на следующий нюанс. В январе Пекин подписал соглашение с Саудовской Аравией о поставках нефти в Китай, что вдвое снизило экспорт в КНР иранской нефти. Видимо, Китай, крупнейший импортер иранской нефти, решил снизить таким образом энергетическое сотрудничество с исламской республикой, зажатой многочисленными экономическими санкциями ЕС и США.
Возможно, снизив зависимость от иранской нефти, Китай готовится перейти в ряды тех, кто поддерживает антисирийскую резолюцию в СБ ООН.
В этом случае не исключено, что встреча «друзей Сирии», как новых, так и старых, приведет к тому, что будут предприняты конкретные шаги для разрешения затянувшегося кризиса.
Айгюль Тагиева
| |