|
Строгановский дворец подарил исследователям очередную находку. В вентиляционной шахте обнаружены загадочные рецепты на полуистлевших листах. Русская аристократическая кухня появилась при Петре I, когда начали привозить иноземные продукты. Начиная с Петровского времени, дворяне выписывали поваров из-за границы. Меню на обеде графа Строганова выглядело так: щеки селедок, лосиные губы, разварная лапа медведя, жареная рысь.
Строгановский дворец всегда был щедр на находки. За время реставрации обнаружили детскую шпагу, которой, возможно, учился фехтовать сын графа. Французский башмак и русский лапоть могли принадлежать кому-то из дворцовой прислуги. А вот карандаш в футляре приписывают самому Воронихину, который оформлял кабинет. Есть еще курительные трубки, осколки печных изразцов и позолоченной лепнины. Но никто не ожидал, что и подвал под кухней хранит секреты.
«Я поставил стремянку, и тут на меня падает доска, а за ней - бумага», - рассказывает о своей находке рабочий Михаил Степанов.
Во все времена Строгоновы славились своими роскошными обедами. Столы в этом доме ломились под весом золотой и хрустальной посуды. На закуску подавали щеки селедок - 1000 штук на одну тарелку - и лосиные губы. А фирменное блюдо этого дома - мелконарезанная и тушеная в сметане говядина, всем известное бефстроганов. Впрочем, в вентиляции нашли и другие рецепты. Они были вырваны из книги «Поварское искусство» 1902 года. Эта книга издавалась всего один раз, поэтому является большой редкостью, рассказал Андрей Богданов, научный сотрудник отдела рукописей Российской национальной библиотеки.
Номера страниц не по порядку, на одной - соусы, на другой - паштеты, на третьей - пирожные. Прочитать рецепты сложно, листы почти истлели. Впрочем, в Публичной библиотеке эта уникальная поварская книга - в отличном состоянии. Паштет из слоеного теста с раками, мясом цыплят или дичи. Соус - из индийских растений с мадерой или ромом, цветами фиалки и розы, заправленный молоком. И еще - сладкий, из персиков, которые, возможно, доставляли из Строгановских оранжерей. Фрукты предлагается довести до кипения с ванилью и сливочным маслом.
«Может быть, эти рецепты кто-то хотел спрятать, чтобы их никто другой не готовил, а потом забыл», - предположил Алексей Ерофеев, член топонимической комиссии Санкт-Петербурга. Приведут ли эти рецепты к раскрытию еще одной страницы в богатой на тайны истории рода Строгановых? Это еще предстоит узнать историкам.
| |