|
Британия не отпускает Шотландию, предлагая в обмен больше автономии от центра. В Эдинбурге прошли переговоры между британским премьером Дэвидом Кэмероном и первым министром шотландского правительства Алексом Сэлмондом.
Референдум об отделении северной части страны, на котором настаивают шотландские националисты, может состояться уже через 2 с половиной года. Из Лондона - корреспондент радио «Вести ФМ» Елена Балаева.
На переговоры с главой шотландского правительства Дэвид Кэмерон проник с черного хода. Встреча должна была состояться в центре Эдинбурга в доме шотландского правительства Сэнт Эндрюс Хаус, однако главный вход был взят в плотное кольцо демонстрантов. Те протестовали против экономической политики британского правительства и бюджетных сокращений.
Однако даже такой, казалось бы, неприятный инцидент Дэвид Кэмерон сумел обернуть в свою пользу, и во время беседы со своим оппонентом и главным инициатором отделения Шотландии Алексом Сэлмондом намекнул - если Эдинбург решит отделиться, то шотландцев ждут еще более тяжелые экономические времена.
Конечно, независимая Шотландия будет обладать преимуществом в виде нефтяных запасов, однако, по мысли британского премьера, ей придется ощутить все издержки «слишком раздутой банковской системы», когда дело дойдет до пенсий, пособий и прочих социальных выплат. Не преминул премьер напомнить, что Шотландия может забыть и о членстве в Евросоюзе, в НАТО, в Совете Безопасности ООН, и в других международных организациях, где представлена Великобритания.
Правда, Дэвид Кэмерон все же не захотел показаться ненавистным английским тираном и в Эдинбург на переговоры он приехал не с пустыми руками. А предложил вариант: если референдум, который шотландские националисты задумали провести осенью 2014 года, состоится, то в него можно было включить отдельный пункт - не независимость, а получение Шотландией дополнительных властных полномочий. Правда, что подразумевается под большей автономией, не уточняется. Согласится ли шотландская партия националистов на такое предложение, пока непонятно.
Согласно опросам общественного мнения, лозунг «Свободу Шотландии» разделяют примерно половина шотландцев. Но если правящая партия почувствует, что потерпит поражение на референдуме, она может и согласиться пойти Лондону навстречу. Все равно Алекс Сэлмонд добьется того, что его имя будет вписано в историю борьбы за независимость Шотландии.
А пока переговоры продолжаются, журналисты рассуждают на тему, какую валюту могла бы ввести Шотландия в случае независимости. Сейчас шотландский банк имеет право на выпуск собственных денежных знаков.
Банкноты называются шотландскими фунтами, внешне похожи на дензнаки банка Англии и обязательны к приему на всей территории Соединенного Королевства. Но вот чеканить свои монеты Эдинбургу нельзя. Это прерогатива королевского монетного двора.
Возможно, шутят британские журналисты, шотландцы обретя независимость, решатся возродить у себя свои монетки - мерки, гроаты или боби, ходившие в 16-17 веках. Однако, по мнению ряда экономистов, Шотландия вряд ли решится на запуск собственных денег, поскольку не сможет гарантировать их золотовалютными резервами.
| |