|
16 февраля. FINMARKET.RU - Греки согласны на все условия своих спонсоров, даже самые унизительные. В понедельник они должны, наконец, получить от ЕС и МВФ обещание помощи. По идее, этого должно хватить, чтобы избежать дефолта 20 марта. Но, как напоминает в статье на Project Syndicate Мохаммед Эль-Риан, глава крупнейшего в мире фонда облигаций Pimco, такие попытки спасти страны в последний момент, заставив их выполнить все условия и даже больше, уже заканчивались мучительными неконтролируемыми дефолтами. И после этих катастрофических кризисов странам становилось ощутимо легче.
Политика и экономика уже не работают, народ реагирует на любую новость уличным протестам и насилием. Проверяющие из МВФ мучают вас все новыми условиями предоставления помощи и рассказывают всем, что ваш госдолг - это бездонная бочка. Частные кредиторы все чаще говорят о возможности вашего неконтролируемого дефолта. Вы согласны на все: принимаете все новые планы жесткой бюджетной экономии. Но потом никак не можете эти планы выполнить. И время до очередного платежа по долгу истекает, МВФ, наконец, дает транш... Но уже слишком поздно.
Все несчастные страны, долго жившие в долг, а потом потерявшие возможность его рефинансировать, несчастливы одинаково. Описание Эль-Риана - это не только Греция 2012 года, но и Аргентина 2001 г. От себя добавим - нам это напоминает Россию-1998.
Эль-Риан советует европейцам изучить уроки аргентинского кризиса, который он сам наблюдал с позиции «обманутого кредитора»:
В августе 2001 года страна в очередной раз обратилась в МВФ за кредитом, с помощью которого она надеялась избежать дефолта. Власти готовились взять на себя новые обязательства, зная, что они уже слишком много обещали и слишком мало сделали, прежние темпы роста экономики не восстановились, а конкурентоспособность ее упала. Долги страны уже давно росли быстрее экономики.
Опасались потерь и соседи Аргентины, входящие с ней в одно региональное экономическое объединение Mercosur. Их финансовые рынки лихорадило от каждой новости из Буэнос-Айреса, а аргентинцы шантажировали их тем, что в случае их дефолта будет плохо всем. Соседи призывали Аргентину действовать с ними сообща, а сами укрепляли антикризисные фонды, в ожидании того, то Аргентина, наконец, рухнет.
Государства-кредиторы и МВФ педантично указывали правительству на его ошибки и требовали гарантий проведения реформ, но не спешили давать новые кредиты. Аргентинские чиновники в ответ упрекали их в мелочности: у нас дом горит, а вы про плохо покрашенный забор.
Ни одна из сторон была не готова признать очевидное: экономическая и финансовая система страны не позволит ей справиться одновременно с растущим госдолгом и низким ростом ВВП.
Греция, конечно, имеет более развитую экономику, чем Аргентина. Она - часть более серьезного, чем Mercosur, регионального союза, который имеет большие финансовые ресурсы и более развитые экономические институты. Евро смешно даже сравнивать с аргентинским песо. Но результат, похоже, будет тот же.
Парламент Аргентины в 2001 году все-таки одобрил новый пакет мер по сокращению расходов, а МВФ предоставил стране новый займ. Но был уже поздно.
Началось массовое изъятие вкладов из банков, усилился оттока капитала, правительство уже не могло ничего экономить, а люди встретили новые требования МВФ массовыми погромами.
В декабре того же года случился дефолт. Банки закрылись, производство и торговля просто встали. Стране пришлось хаотично реформировать экономику, переходить к новой валютной системе, а также устанавливать контроль за движением капитала и национализировать часть собственности. Через несколько месяцев началось восстановление, и только кредиторы остались ни с чем.
Избежать повторения сценария можно, только если ЕЦБ, МВФ и ЕС учтут ошибки аргентинских кредиторов. Эль-Риан советует им сделать четыре шага на встречу грекам:
1. Кредиторам нужно перестать повторять, что «плана Б» у них нет. Когда говоришь людям, что не существует альтернативы политике, которая, как всем уже очевидно, не работает, они начинают сопротивляться и выбирают худший вариант.
2. Греция вместе с иностранными партнерами должна признать, что «план Б» - это более глубокие, чем простое сокращение расходов, структурные реформы. Они позволят Греции повысить политическую гибкость и конкурентоспособность, а также привлечь инвестиции. Это неизбежно приведет к росту краткосрочных рисков, но в будущем обеспечит рост, повышение занятости и финансовое оздоровление.
3. Государства-кредиторы должны быть более внимательны к отдаче от своих инвестиций. Каждый евро, выданный Греции по действующему плану, распыляется по нескольким направлениям. Чиновники стран ЕС должны точно определить потребности греческой экономики и целенаправленно вкладывать средства туда, где они могут дать рост.
4. Грецию нельзя доводить до дефолта - это дискредитирует Европейский ЦБ и МВФ. Политика ЕС в отношении Греции подрывает будущую эффективность этих организаций как раз в то время, когда они должны решить проблемы ликвидности европейской финансовой системы и предотвратить долговые кризисы в других странах Европы.
| |