|
Американский режиссер чешского происхождения Милош Форман празднует 18 февраля 80-летний юбилей.
Форман родился в чехословацком городе Часлав и в очень юном возрасте остался сиротой: его родители погибли в нацистских концлагерях во время Второй мировой войны. Будущий кинематографист учился в Пражской киношколе, а мировая известность пришла к нему с фильмом «Черный Петр» (1964). В 1968 году, во время вторжения в Чехословакию советских войск, Форман уехал в США и в 1975 году получил американское гражданство. Милош Форман - обладатель двух премий «Оскар», трех «Золотых глобусов», а также призов Берлинского и Каннского кинофестивалей. РИА Новости выбрали 5 самых успешных фильмов режиссера.
«Пролетая над гнездом кукушки», 1975 год
Экранизация романа американского писателя-битника Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом», принесла Форману первый «Оскар» как лучшему режиссеру и завоевала еще пять наград Американской академии в главных номинациях. Над сценарием первоначально работал сам автор романа, однако Форман не принял вариант Кизи, что вызвало недовольство последнего. Он посчитал, что сценарий, который в итоге написали Лоуренс Хаубен и Бо Голдман, далек от изначальной задумки, и не только отказался каким-либо образом рекламировать фильм, но и, напротив, крайне негативно отзывался о нем.
История о попытке человека противостоять системе разворачивается в психиатрической клинике, куда, притворившись сумасшедшим, чтобы избежать тюрьмы, попадает хулиган МакМерфи. Джек Николсон, по словам критиков, был самым подходящим кандидатом на эту роль, так как воплощал «идеального героя эпохи войны во Вьетнаме и Уотергейтского скандала, который, хитро приподняв бровь, мог и разоблачать мошенников, и плевать в лицо представителям власти». В данном случае власть в лице медсестры Рэтчед (Луиза Флэтчер) оказывается физически сильнее и превращает МакМерфи из бунтаря в безвольного обитателя психиатрической лечебницы.
«Пролетая над гнездом кукушки» является одним из редких примеров того, как экранизация превосходит по популярности оригинальное литературное произведение. Фильм, снятый 37 лет назад, по-прежнему высоко оценивается критиками и занимает 10 строчку в списке 250 лучших, по мнению зрителей, фильмов, составленном сайтом IMDB.
«Амадей», 1984 год
Самый успешный фильм Милоша Формана «Амадей» принес режиссеру 8 премий «Оскар» в 1985 году. Награду Американской киноакадемии за лучший фильм вручал сам Лоуренс Оливье, который, выйдя на сцену, пренебрег всеми правилами церемонии и, не представляя остальных номинантов, просто сказал: «Амадей». Помимо этого, картина принесла режиссеру несколько наград Британской киноакадемии, а также 4 «Золотых глобуса» и французскую премию «Сезар».
Основой для фильма послужила пьеса английского драматурга Питера Шеффера, в которой рассказывается во многом вымышленная, но ставшая невероятно популярной история трагического противостояния Моцарта и Сальери. Рассказ ведется от лица последнего, который находится в сумасшедшем доме и вспоминает события минувших дней. Тогда Антонио Сальери (Ф. Мюррэй Абрахам) был придворным композитором, преданным своему делу и кропотливо работающим над каждым произведением. Но неожиданно при дворе появляется Моцарт (Том Халс), и Сальери с ужасом обнаруживает, что божественный музыкальный дар, которым он так желал обладать и который он заслужил своим неустанным трудом, достался вульгарному и распущенному мальчишке. Одержимый завистью, Сальери начинает всячески изводить соперника. Форман уделил особое внимание собственно процессу создания музыкального произведения, тому, с какой легкостью это дается одному и какого труда стоит другому. Съемки «Амадея» проходили в Праге, куда режиссер вернулся впервые после эмиграции. По словам критиков, картина «напоминает нам, что кино может быть одновременно лиричным и вульгарным, претенциозным и игривым, а также великим настолько же, насколько низким и непристойным - совсем как сам Амадей Моцарт».
«Вальмон», 1989 год
Эпистолярный роман французского писателя Шодерло де Лакло «Опасные связи» - одно из самых часто экранизируемых литературных произведений. До Формана свои киноверсии книги успели снять Роже Вадим (1959) и Стивен Фрирз (1988). Фильм Формана, по сравнению с предшествующими и последующими экранизациями де Лакло, является наиболее точным воспроизведением эпохи - картина не случайно была номинирована на престижнейшие мировые кинонаграды за костюмы и декорации. Помимо этого, в отличие от своих предшественников, Форман достаточно вольно обошелся с оригинальной историей и избавился от многих второстепенных сюжетных линий. В центре внимания оказываются коварная маркиза де Мертей и известный соблазнитель Вальмон - их роли исполнили Аннетт Бенинг и Колин Ферт. Рассказывая историю интриг, которые плетут представители высшего общества, Форман остается верен теме свободного человека, и в данном случае, как и в «Пролетая над гнездом кукушки», свобода возможна только после смерти.
К сожалению, неизбежные сравнения фильма с предыдущей экранизацией «Опасных связей», снятой Стивеном Фрирзом, в большинстве случаев оказались не в пользу варианта Формана. По мнению критиков, именно отказ режиссера от многих ключевых элементов романа лишил картину остроты: «В фильме напрочь отсутствует та неуловимая стервозность изможденных аристократов, планирующих любовные заговоры с таким же воодушевлением, как если бы это были военные походы. Вместе с этим пропадает и вся их соблазнительная сексуальность. Когда персонаж у Формана жалуется на любовное истощение, в это сложно поверить - с такой же легкостью он мог устать, зажигая все свечи на съемочной площадке».
«Народ против Ларри Флинта», 1996 год
Байопик об основателе одного из самых известных журналов «для взрослых» Hustler Форман снял после семилетнего перерыва в работе. Картина завоевала два «Золотых глобуса» - за лучшую режиссуру и сценарий, а также приз Берлинского кинофестиваля. Помимо актера Вуди Харрельсона, сыгравшего главного героя, а также певицы Кортни Лав, в картине снялся и сам Ларри Флинт - он исполнил роль судьи.
На этот раз Форман рассказывает в своем фильме реальную историю человека из недалекого прошлого. В 70-х, на волне сексуальной революции, владелец нескольких небольших стрип-клубов Ларри Флинт решил в качестве рекламы для своих заведений выпускать журнал - так вышел первый номер Hustler. Тираж издания очень быстро достиг нескольких миллионов копий, что вызвало недовольство со стороны борцов с порнографией. В фильме показаны многочисленные судебные разбирательства, во время которых Ларри Флинт отстаивал право на свободу слова. Параллельно с этим Форман показал и личную жизнь героя, в том числе его отношения с женой Алтеей, которая умерла от СПИДа, а также борьбу за собственную жизнь - во время одного из судебных заседаний Флинт был ранен из пистолета и навсегда остался прикован к инвалидному креслу.
И критики, и зрители тепло приняли картину Формана, называя ее «фильмом об американском бунте». А режиссер в очередной раз рассказал историю человека, вступившего в неравный бой с обществом. «Фильм призывает нас поддержать Ларри Флинта - человека, который набрался смелости зайти слишком далеко даже в такой свободной стране, как Америка».
«Призраки Гойи», 2006 год
Одна из последних на сегодняшний день работ Формана - историческая драма о судьбе испанского художника Франциско Гойи. Главные роли в картине исполнили Натали Портман и Хавьер Бардем, а Гойю сыграл шведский актер Стеллан Скарсгард.
Действие фильма разворачивается в Испании конца XVIII века - времени буйства инквизиции. Франциско Гойя не пользуется большим успехом из-за своей саркастической и местами провокационной живописной манеры. Однажды художника нанимает монах Лоренцо (Бардем) и просит нарисовать его портрет. Однако, чтобы доказать церкви, что он не в сговоре с неугодным власти художником, Лоренцо выдает инквизиции любимую модель мастера по имени Инес (Портман). Девушку называют еретичкой и отправляют в тюрьму. Герои этой истории встречаются спустя много лет: сошедшая с ума за годы заключения Инес, не желающий искупить свою вину Лоренцо и по-прежнему одержимый своей музой Гойя.
Несмотря на внушительный актерский состав, фильм, в отличие от предыдущих работ режиссера, не только не заслужил зрительских симпатий, но и вызвал много критики в свой адрес: «Картина отражает интригующий период в истории Испании, но без особой эмоциональности, которой требует подобный фильм».
| |