|
В Латвии подводят итоги общенационального референдуме о предоставлении русскому языку статуса второго государственного. По предварительным данным, почти 75 процентов высказались против, 25 процентов - за.
Тем не менее, организаторы референдума надеются на то, что русскому может быть придан статус регионального языка. Такая процедура прописана в законодательстве Евросоюза.
Так страстно в холодной Латвии еще не голосовали: на избирательных участках - выстроились очереди. После их закрытия ЦИК республики зафиксирует рекордную явку - почти 70 процентов, выше, чем на парламентских выборах. И все это для того, чтобы ответить на один вопрос: «Быть ли русскому языку в республике вторым государственным?».
Иво латыш, Дана - русская. Они женаты почти 10 лет и в семье с детьми говорят на двух языках. Но голосуют супруги по-разному. Дана призналась: «Я голосовала "за". Мы каждый решили поддержать свою сторону, и я проголосовала за русскоязычных граждан Латвии, я поддержала их». Ее супруг Иво сделал другой выбор: «Я проголосовал, конечно, "против", потому что считаю, что Латвия должна иметь свой язык, и он должен быть латышским».
Позиция Иво заключается в следующем: на русском языке в республике и так говорят, он звучит на улицах, в банках, в ресторанах. И это неудивительно: родным его считают более 40 процентов жителей страны. Но диалог с властями Латвии часто не получается.
Громких заявлений перед этим всенародным голосованием действительно было много. Представители правящей коалиции заявляли, что русский как второй государственный язык недопустим. По их мнению, это расколет общество. Спикер Сейма Латвии Солвита Аболтиня уверена: «Речь идет о провокации, которую делают политики». Но Солвита Аболтиня тоже политик с многолетним стажем, спикер Сейма. Ранее она открыто высказывалась против двуязычия.
Латвийский премьер Валдис Домбровскис на избирательном участке еще раз расставляет приоритеты, предпочитая комментировать события на латышском языке. Он заявил: «Конечно, я проголосовал "против". Эта инициатива изначально исходила из маргинальных групп, и она ни в коем случае не способствует сплоченности общества».
При этом за русский язык высказались более 270 тысяч человек, против - в три раза больше. Но результат в этом голосовании мог быть и другим. Проголосовать все желающие так и не смогли, и вовсе не из-за очередей. Около 300 тысяч жителей двухмилионной республики - так называемые «неграждане», и права голоса у них просто нет.
Но те, кто на этом референдуме отдали свой голос за русский язык, проигравшими себя не считают. Они надеются наконец быть услышанными.
«Если у человека температура или головная боль, то можно, конечно, сердиться на температуру или головную боль, но намного правильнее искать причину, почему так происходит. Этот референдум не является проблемой, он следствие огромного количества проблем и ошибок, которые были допущены за последние 20 лет национальной политики», - считает мэр Риги Нил Ушаков. Многие в республике надеются, что конец референдума станет началом диалога.
| |