|
Сегодня, 16 февраля 2012 года в ограниченный прокат выходит военная драма немецкого режиссера Ахима фон Борриса, произведенная в копродукции трех стран: Россия, Германия, Украина.
Картина спродюсирована Алексеем Гуськовым, широкому зрителю знакомому по актерской карьере. Интернет-портал «ПрофиСинема» расспросил продюсера о новом фильме.
ПрофиСинема:
Известно, что вы отдали много сил и времени, чтобы фильм «4 дня в мае» состоялся. Чем вас привлекла тема фильма?
А.Гуськов:
Самое главное для меня в фильме - проблема выбора. Жизнь ведь постоянно ставит нас в условия, когда необходимо решить для себя - с кем ты, за кого ты. А суть фильма как раз в этом. В ситуации, которой оказался мой герой, в первую очередь человек должен помнить о том, что он - чей-то сын, муж и отец. И потому должен сделать свой человеческий выбор. Независимо от национальности, от положения в обществе и политических или идеологических взглядов и жизненного опыта.
И мне кажется, что у нас это получилось.
ПрофиСинема:
Как и кому пришла в голову идея этого фильма?
А.Гуськов:
Это было в 2005 году (перед 60-летием Победы, открывались архивы). Я ехал в машине и услышал по радио выступление военного историка Дмитрия Фоста, который рассказывал о событиях конца 1945 года. Меня до такой степени заинтересовал его рассказ, что я тут же позвонил на радио и взял его координаты. Началась работа над сценарием, сначала в России с Валентином Черныхом и Эдуардом Резником. Встал вопрос о режиссере и мой друг Бахтиер Худойназаров познакомил меня на Берлинале в 2007 году с пишущим режиссером Ахимом фон Боррисом. Он заинтересовался проектом, у нас с ним сразу возник замечательный контакт. Он сам сценарист многочисленных фильмов, в том числе один из авторов фильма «Гуд бай, Ленин!». Ахим в значительной степени переработал сценарий и, что самое важное, ввел основного персонажа картины, мальчика Петера, с чьей точки зрения ведется рассказ. В 2009 г. на Берлинале состоялась встреча с немецким продюсером Штефаном Арндтом. Работа над фильмом заняла пять лет.
ПрофиСинема:
Фильм действительно основан на реальных событиях?
А.Гуськов:
Это вопрос, на который не ответишь в двух словах. Сценарий фильма базируется на исследовании Дмитрия Фоста (публикация «Вокруг света»; сообщения по радио в программе Владимира Соловьёва), который, в свою очередь, ссылается на документы, до сих пор находящиеся в закрытых архивах, а также на воспоминания своего отца и ряда военных начальников. Важно ли это? В определенной степени. Но не забудем, что в нашем случае речь не идет о документальном фильме. Правда художественного произведения - это правда эмоциональная. Когда мы читаем «Войну и мир», спрашиваем ли мы себя, что действительно так и было? Нет. Когда эмоциональная правда художественного произведения нас убеждает, мы просто в это верим. Если то, что мы хотели сказать зрителю, наша эмоциональная правда убедительна для зрителя, значит мы выполнили свою задачу.
Еще очень важная деталь, на которую я хотел бы обратить ваше внимание. История, которая рассказывается в фильме, это воспоминания человека, пережившего все эти события тринадцатилетним мальчиком. Когда в финальных сценах фильма фигура капитана уходит в туман, мы понимаем, что именно так он запомнится Петеру и именно этот образ Петер будет всю жизнь носить с собой. И все события фильма показаны через призму восприятия подростка, с его максимализмом, жаждой справедливости и потребностью в любви.
ПрофиСинема:
Вы все правильно говорите, но человек не всегда успевает оценить ситуацию, чтобы сделать выбор по совести. Помните, был фильм сербского режиссера Горана Паскалевича «Бочка пороха». Там у героев порой только секунда была, чтобы принять решение - палач он или жертва. Но ваши персонажи - солдаты и офицеры. Советские и фашистские. Какой может быть нравственный выбор, если военный человек обязан подчиниться приказу вышестоящего командира?
А.Гуськов:
И, тем не менее, именно нравственное чувство должно быть в человеке главным. Тем мы и отличаемся от животных. Слоган нашего фильма «Иногда граница проходит не между своими и чужими, а между добром и злом». Мы снимали о той войне, которая внутри нас и о совести. И у меня есть ощущение, что не зря производство фильма заняло четыре года.
ПрофиСинема:
Когда вы работали над фильмом, рассчитывали ли вы на русскую или на западную аудиторию?
А.Гуськов:
Я не думаю, что, начиная работу над фильмом, необходимо держать в голове эти категории. У российского зрителя есть большой опыт смотрения военного кино, он видел много замечательных фильмов, посвященных Великой Отечественной войне. Поэтому, например, мы вместе с художником по костюмам Владимиром Корецким с особой требовательностью отнеслись к костюмам. Несмотря на то, что съемки полностью проходили в Германии, обмундирование привозили из Москвы.
Безусловно, с нетерпением ожидаем реакции российской аудитории, военная тема всегда находит большой эмоциональный отклик в России.
Интерес же западных зрителей к теме Второй Мировой войны достаточно невелик. Мы хотели говорить о войне, не показывая боев, сознательно избегали сцен военных действий, а рассказывали их через реакцию героев.
ПрофиСинема:
Это совместный проект. Были ли непреодолимые препятствия менталитетов, может быть, в организации производства или в оформлении финансовых отчетов? Что вам как продюсеру дал этот опыт?
А.Гуськов:
Замысел, как я уже говорил, сложился и был выношен в России. Но для его осуществления мне показалось правильным сотрудничать с немецкой стороной, потому что съемки проходили на местах боев, на острове Рюген и на севере Германии.
Я приобрел интересный профессиональный опыт. Действительно, наши системные подходы в работе отличаются. Мы с немецкими коллегами изначально договаривались о том, что на любом этапе производства фильма обе стороны будут иметь равные права, хотя финансовое участие Германии было существенно больше. Но все происходило очень корректно. Например, на фильме, кроме меня, работали российские актеры - Андрей Мерзликин, Григорий Добрыгин, Сергей Легостаев, Владимир Свирский и другие. И понятно, что было много дискуссий в работе над сценами, с одной стороны между нами, с другой стороны - с Ахимом, у которого, разумеется, была своя собственная точка зрения. И когда вот в этих совместных размышлениях и спорах рождалось решение, это были замечательные моменты.
У нас был долгий монтажно-тонировочный период. Нам хотелось привычного агрессивного монтажа. Для немецкого восприятия кадр, в котором мальчик берет автомат в руки - уже стресс. Для нашего глаза - взял и ладно! Приходилось спорить, искать компромиссные варианты.
А насчет финансовой отчетности, то я до сих пор весь в бумагах, переписках между Украиной и Германией. Бюджет нашего фильма 4 млн. 200 тысяч евро. Российская доля - 1 миллион евро и половину мы получили в виде государственной поддержки от Министерства культуры России. 300 тысяч евро вложили украинские продюсеры. Остальная сумма - частные инвестиции. Теперь могу и курсы открыть, такой опыт приобрел (смеется).
ПрофиСинема:
Облегчает ли копродукция европейский прокат?
А.Гуськов:
Могу с гордостью сказать о том, что в Германии фильм в сентябре 2011 года прокатывался на 100 копиях. Но там прокат устроен по регионам: сначала Гамбург, потом Берлин-Бранденбург, затем юг Германии. Даже в декабре ещё можно было найти фильм в кинотеатрах. Нам удалось вернуть затраты на производство, т.е. вышли в ноль, что очень хороший показатель. Ясно, что в России чудес не случится, мы удержимся максимум две недели, так устроен российский кинопрокат. Мы не станем сказочно богатыми, но европейский, прокат продолжается, есть уже телевизионные продажи. Выйдем и на мировой прокат, да и рынок DVD еще жив.
ПрофиСинема:
В июне 2011 года в рамках деловой программы Московского Международного кинофестиваля между Фондом кино и крупнейшими германскими фондами German Federal Fund (FFA), Medienboard Berlin-Brandenburg (MBB), Mitteldeutsche Medienforderung (MDM) состоялось подписание соглашения о совместной поддержке развития проектов копродукции между Германией и Россией. Хороший шанс продолжить сотрудничество с немецкими партнерами.
А.Гуськов:
Да, я готовлюсь к новым проектам. О запуске можно будет говорить в конце нынешнего года. И, вероятно, производство будет с теми же партнерами. Хочется сделать хорошее развлекательное кино с молодыми артистами. Надеюсь, что найдется роль и для меня. Есть другой проект, в котором, кроме российской, немецкой и украинской стороны, будут участвовать израильские и американские кинематографисты. По настроению фильм похож на «Концерт» режиссера Раду Михайлеану, а, по сути, сказка для взрослых. Тоже буду сниматься.
ПрофиСинема:
И вы сможете применить свои дирижерские навыки? Зря, что ли, учились работать с оркестром? Том Круз или Брэд Питт, продюсируя фильмы, оговаривают же выгодные для себя роли.
А.Гуськов:
Боюсь, что в фильме не будет музыки Чайковского на целых 12 минут и оркестра в 55 человек (смеется), а я только так обучен. Да и своим продюсерским правом я никогда не пользуюсь, чтобы все крутилось в фильме вокруг меня, раз у меня главная профессия - актер. Это бессмысленно. Тем более, что для этого проекта над сценарием работает Лари Гросс, автор сценариев фильма «Игра» Финчера и дилогии «48 часов». Продюсер должен доверять своей команде профессионалов.
ПрофиСинема:
Вы не только в этом вопросе странный продюсер. У вас жена - актриса и красавица Лидия Вележева. Но как-то не видно, чтобы вы ее продвигали.
А.Гуськов:
Да я неправильный продюсер, производством фильмов занимаюсь редко.
| |